Лекарство от «дотационной иглы»: проблемные регионы должны развиваться самостоятельно, как «Дикий Запад» США Вячеслав Иноземцев: Россия повторяет ошибки СССР
Развитие за счет периферии придает державе устойчивость – но российские власти предпочитают повторять ошибки СССР и превращают окраинные регионы в дотационные, заодно наращивая бюрократическую надстройку. Этот путь в отношении Северного Кавказа, Дальнего Востока или Арктики может привести к повторению сценария деградации республик после распада СССР. Трансферт благосостояния из Москвы на периферию в советские времена привел к тому, что дотационные территории оказались неспособны к самостоятельному развитию и стремительно деградировали за год независимости. Единственный способ снять регионы с «дотационной иглы» – это позволить им самостоятельное развитие по образцу «русского фронтира» – Сибири и Дальнего Востока конца XIX века – считает Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества.
После распада СССР ни одна из бывших советских республик – даже те, которые обладают огромными запасами ценных природных ресурсов, – не достигла такого уровня благосостояния, как Россия – пишет Иноземцев (цитируется его статья с ресурса РБК daily). Это подтверждает существование огромного трансферта благосостояния из Москвы на периферию в советские времена. По мнению эксперта, жестко заданные Москвой условия хозяйствования вместе с гигантскими дотациями столицы и РСФСР в целом для советских республик, стали одной из причин того, что после распада СССР новые государственные образования оказались беспомощны экономически.
Сегодня Россия повторяет ошибки СССР – не только в риторике, но и по практическим действиям властей. Только вместо Таджикистана. Украины или Киргизии сегодня речь идет о Северном Кавказе. Дальнем Востоке, Арктике, Калининградской области итд.
Федеральные власти снова задают предельно узкие рамки хозяйственного развития регионов. Управление максимально централизуется вместе с усложнением управленческой структуры. Вместо улучшения работы структур Министерства регионального развития, создается бюрократическая «надстройка».
Например, полномочный представитель в СКФО получил также статус вице-премьера и, таким образом, как бы двойное подчинение Кремлю и Белому дому. В августе 2013 года в ранг вице-премьера был возведен и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе (с долей ВВП в 4% и населением 6,2 млн человек). В результате две части страны с суммарной долей в ВВП 5,8% и с населением, составляющим 10,9% от общероссийского, сейчас курируют два вице-премьера, тогда как все региональное развитие – один «простой» министр.
«Управление территориями продолжает усложняться. Еще в мае 2012 года было образовано Министерство по развитию Дальнего Востока с министром в ранге полпреда (потом должности разделили: министр остался министром, а полпред стал вице-премьером). По этой же схеме в марте 2014 года в добавление к Крымскому федеральному округу создали и Министерство по делам Крыма, а в мае 2014 года возникло Министерство до делам Северного Кавказа, причем за полпредом в регионе был сохранен вице-премьерский статус. Осталось открыть вакансию вице-премьера по Крыму (что, видимо, и случится по мере того, как обстановка на полуострове начнет по накалу приближаться к северокавказской), и конструкция окажется завершенной» – напоминает Иноземцев.
«Месяц назад появились сообщения о том, что готовится создание министерства по делам Арктики, которое может возглавить известный полярник, единоросс Артур Чилингаров. Правительство РФ опровергло такие планы, но предложение Владимира Путина создать госкомиссию, ответственную за «реализацию арктической политики»... Арктическая зона сегодня создает не более 3% ВВП России, а ее население – 1,1% жителей страны. Наконец, вскоре может быть реанимирована и идея министерства по делам эксклавных территорий, а может быть, даже формирования отдельного федерального округа в границах Калининградской области – у этого субъекта Федерации проблем накопилось не меньше, чем сейчас обнаружилось в Крыму...
Если этот процесс довести до логического завершения, в России появится пять федеральных округов или специализированных министерств, руководители которых в ранге министра или даже вице-премьера будут ответственны за территории с 13,6% населения страны, 9,5% ВВП и триллионными инвестиционными программами, финансируемыми из центра» – резюмирует эксперт.
В противоположность этому типу развития регионов (дотации плюс жесткий бюрократический прессинг вместе с усложнением управленческих структур), Иноземцев приводит пример планы развития Сибири и Дальнего Востока образца конца XIX века – когда ДВ был, фактически, фронтиром Российской Империи – по аналогии с американским «Диким Западом».
«Сибирь и Дальний Восток на рубеже XIX и ХХ столетий формировались как новые центры российского экономического роста в первую очередь по причине гораздо большей свободы хозяйственной деятельности, которую получали местные крестьяне, торговцы и промышленники. Приходящая в запустение Калининградская область была житницей Пруссии также благодаря особому отношению к местным предпринимателям...
Российские власти делают большую ошибку, погребая нормальные институты федерального правительства – в том числе, например, пока не упраздненное Министерство регионального развития – под завалами новых бюрократических структур. Единственное, чего можно ждать в результате этого – переход всех регионов в статус дотационных (к чему мы в последние годы, собственно, и идем)» – отмечает директор Центра исследований постиндустриального общества.
«Вектор развития должен быть повернут от поощрения слабых к созданию условий для их развития...Пока Россия еще является, пусть в основном и на словах, федерацией, правительство имеет все основания для диверсификации условий хозяйствования, которая позволила бы раскрепощать инициативу регионов в мобилизации местных источников развития, а не в «вышибании» денег из федерального центра» – обозначает эксперт ключевую стратегическую ошибку новой экономической политики Москвы и возможные способы исправления этого просчета.
Москва, Алексей Усов
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».