AMP18+

Экономика

/

Американцы вводят жесткие санкции против нефтяной отрасли России Добыча газа тоже пострадает

США на этой неделе введут обещанные санкции против российской нефтяной отрасли, ограничив поставки оборудования для нетрадиционной добычи нефти. Новую политику экспорта такого оборудования в Россию утвердил 1 августа заместитель министра торговли США Эрик Хиршхорн, но в силу она вступит 6 августа, после публикации в Федеральном реестре (Federal Register), уточняет РБК.

Американские ограничения более жесткие, чем у Евросоюза, который на прошлой неделе запретил поставлять в Россию технологии для глубинной добычи нефти, освоения арктического шельфа и разработки сланцевых нефтяных запасов. В частности, Минторг США определил «глубоководные» проекты (deepwater) как проекты на глубине более 500 футов (152,4 м), что по меркам нефтяной отрасли относительно неглубоко. В санкционных правилах ЕС понятие «глубоководный» никак не уточнялось.

Власти ЕС будут отказывать в поставке в Россию определенных видов продукции, если появятся «разумные основания» полагать, что эти товары будут использованы в проектах, связанных с глубоководной разведкой и добычей нефти, освоением нефтяных месторождений арктического шельфа или добычей сланцевой нефти. Минторг США вводит аналогичную политику, но добавляет, что в лицензиях будет отказано и в том случае, если экспортер не в состоянии определить, в каких проектах будет использовано оборудование.

Список продукции, подлежащей экспортному контролю в рамках отраслевых санкций США, почти совпадает с перечнем ЕС, опубликованным 31 июля, и включает, помимо прочего, буровые платформы, детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта (ГРП), дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления.

В новых американских правилах упоминается и природный газ (Евросоюз вывел газовые проекты из-под санкций). США вводят экспортный контроль в отношении определенных товаров, «предназначенных для глубинной (глубже 500 футов) разведки и добычи, морских арктических или сланцевых проектов с потенциалом производства нефти или газа в России». Подразумевается, что лицензии на экспорт оборудования, которое может использоваться для таких газовых проектов, будут рассматриваться на основе каждого конкретного случая.

Эксперты считают, что жесткий контроль экспорта западного нефтяного оборудования в Россию – вещь потенциально более серьезная, нежели ограничения на доступ госбанков к валютному финансированию. Санкции могут ускорить падение добычи на зрелых нефтяных месторождениях Западной Сибири, заявило 31 июля рейтинговое агентство Fitch. Запасы этих месторождений истощаются, их доразработка требует усовершенствованных технологий, аналогичных тем, что попали под эмбарго ЕС и США.

Учитывая истощение существующих нефте- и газоносных регионов Сибири, расширение добычи производится в основном методами горизонтального бурения или многозонного гидроразрыва пласта, пишет в своем комментарии Fitch. В 2013 году 42% новых скважин «Газпромнефти» были пробурены горизонтальным методом, а многозонный ГРП применялся в 57% скважинах, пробуренных с использованием нетрадиционных технологий.

Для сравнения, в 2011 году эти цифры составляли лишь 4% и 3%. Как отмечает Fitch, российские компании еще недостаточно привыкли к высокотехнологичным «ноу-хау», поэтому нуждаются в партнерстве с западными фирмами, обладающими опытом в применении этого оборудования и технологий. Новый пакет санкций может такое партнерство затруднить.

Между тем, издание «Финам» 1 августа писало о том, что новые санкции на экспорт в Россию технологий для нефтегазовой отрасли могут осложнить поддержание уровня добычи на истощающихся зрелых месторождениях в Западной Сибири. Это объясняется тем, что методы повышения нефтеотдачи пластов, которые используются на таких месторождениях, аналогичны технологиям для добычи сланцевой нефти, а эта область является одной из основных целей санкций.

В среднесрочной перспективе такие меры также, вероятно, приведут к откладыванию ряда более масштабных российских проектов, в частности на арктическом шельфе. Если санкции сохранятся в течение очень длительного времени, это может негативно сказаться даже на экономической целесообразности этих проектов, если Россия не сможет найти альтернативные источники технологий или разработать собственные.

Влияние санкций в значительной степени будет зависеть от их конкретных формулировок и применения. Заявление ЕС от 29 июля касается экспорта нефтегазового оборудования в Россию, для которого теперь будет требоваться предварительное одобрение, и в поставках будет отказано, если продукция предназначена для глубоководного бурения, добычи на арктическом шельфе или добычи сланцевой нефти. США ввели аналогичные санкции. Влияние таких шагов на зрелые месторождения в Западной Сибири, как следствие, будет зависеть от того, подпадут ли они под определение «сланцевой нефти» и сколько времени будет уходить на процесс получения разрешений на поставку оборудования.

По мере истощения месторождений в Западной Сибири и других зрелых месторождений, крупные российские нефтегазовые компании переходят на разработку более сложных пластов месторождений. Например, «Газпром нефть», нефтяная дочерняя компания «Газпрома», разрабатывает все больше месторождений с горизонтальным бурением стволов, на которые пришлось 42% от всех пробуренных скважин в 2013 г. по сравнению с 4% и 2011 г., а добыча методом многозонного гидроразрыва пласта использовалась на 57% высокотехнологичных скважин, пробуренных в 2013 г., по сравнению с 3% в 2011 г.

Таким образом, санкции, из-за которых российским компаниям будет сложнее получить доступ к последним технологиям, могут негативно сказаться на их способности успешно разрабатывать трудноизвлекаемые запасы, фактически уменьшая экономически рентабельный срок разработки зрелых месторождений. При этом месторождения нетрадиционной «сланцевой» нефти и месторождения в Арктике имеют значительный потенциал. С учетом этого крупные российские нефтяные компании поставили перед собой амбициозные долгосрочные задачи на период до 2020 г. и далее.

Российские компании имеют ограниченный опыт работы с нетрадиционными месторождениями, которые требуют специального оборудования и знания технологий, и все больше полагаются на совместные предприятия с западными компаниями для получения технологий и оборудования. Санкции могут негативно сказаться на всех таких СП. Среди компаний, участвующих в совместных предприятиях, международные Exxon Mobil, Royal Dutch Shell и BP, нефтесервисные компании Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes, а также российские компании «Роснефть», «Газпром нефть» и, в меньшей степени, «ЛУКОЙЛ», «НОВАТЭК» и «Татнефть».

Насколько мы понимаем, меры, объявленные ЕС, не должны оказать прямого влияния на разработку газовых месторождений и строительство запланированных предприятий по СПГ на Дальнем Востоке компаниями «Роснефть» и Exxon Mobil, а также на полуострове Ямал компаниями Total, китайской CNPC и «НОВАТЭКом». Однако мы полагаем, что новые санкции и потенциал дальнейших мер снизят готовность западных компаний участвовать в новых проектах.

Вашингтон, Станислав Еременко

© 2014, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, В мире, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Технологии, Экономика, Европа, Нефть и газ, РБК, США, Цены на нефть,