Брюссель хочет обрушить экономику России по сценарию 80-х годов Европолитики добиваются начала экспорта нефти и газа из США, чтобы «уронить» цены на энергоносители
Европа – от чиновников в руководстве ЕС до европейских углеводородных корпораций – требует у США снять эмбарго на экспорт нефти и газа. Еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт заявил в Вашингтоне, что только этот шаг США сможет снизить зависимость Европы от России и поможет «надавить» на Владимира Путина. Гендиректор Shell Бен ван Бёрден настаивал на том, что возвращение США роли экспортера углеводородов снизит мировые цены на топливо и «стабилизирует мировую энергетическую систему». Вашингтон оказался в затруднительном положении. Отмена эмбарго поддержит внешнеполитические устремления США, но может негативно сказаться на внутренней политике, вызвав рост цен в самих Штатах. Пока что конгрессмены, осознавая зависимость от избирателей, отказываются отменить эмбарго.
Политики и бизнесмены Евросоюза пытаются уговорить Соединенные Штаты отказаться от эмбарго на экспорт нефти и газа, введенного после кризиса 70-х годов. Комиссар ЕС по вопросам торговли Карел де Гюхт во время визита в Вашингтон призвал США взять на себя обязательства экспортеров нефти и природного газа в Европу. Де Гюхт сослался на обязательства заокеанских партнеров в рамках программы создания Трансатлантической зоны свободной торговли.
Де Гюхт, в частности, мотивировал необходимость выхода США на мировой энергетический рынок политической необходимостью. Американские углеводороды нужны Брюсселю, чтобы снизить зависимость от России и чтобы окончательно «уронить» экономику России снижением мировых цен на энергоносители. Другими словами, Брюссель добивается повторения сценария 80-х годов, когда стоимость нефти в 10-20 долларов за баррель стала одной из основных причин краха СССР и советского блока в Европе.
«Важно, чтобы с этой позицией (энергетического соглашения) мы выступили как можно скорее, поскольку, может быть, вы заметили, кое-что происходит в Европе» – цитирует де Гюхта газета «Ведомости».
При этом, де Гюхт сказал, что хотя договор о торговле, скорее всего, не вступит в силу раньше, чем через год, Вашингтон и Брюссель могли бы извлечь выгоду из ясного политического соглашения по энергетике, подразумевая, что это будет сигналом для Москвы о снижении энергетической зависимости Европы.
Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство, о котором говорит де Гюхт – это соглашение, предусматривающее формирование зоны свободной торговли между США и ЕС. О запуске переговоров с целью его заключения было объявлено в июне 2013 года.
Ранее к отмене эмбарго призывали американцев европейские бизнесмены. Например, генеральный директор Royal Dutch Shell Plc Бен ван Бёрден на прошлой неделе заявил, что возвращение США на нефтегазовый рынок в роли экспортера поможет «стабилизировать мировую энергетическую систему».
«Экспорт нефти и газа из США улучшит долгосрочные перспективы добычи энергоносителей в Северной Америке, торговый баланс США и стабилизирует мировую энергетическую систему», – объявил глава Shell на конференции в Колумбийском университете Нью-Йорка.
Под уговорами ЕС Вашингтон оказался в затруднительном положении. С одной стороны, реализация плана европейцев отвечает внешнеполитическим устремлениям США в отношении России. С другой стороны, присутствуют крайне неоднозначные и запутанные отношения с арабскими поставщиками нефти и интервенция последних лет в Африку, отчасти также связанная с энергетикой «Черного континента». Блоком для европейских идей работают и соображения конгрессменов, как, в первую очередь, американских политиков, зависимых от американского избирателя – В США опасаются, что начало экспорта нефти и газа приведет к росту цен на внутреннем рынке.
Соцопросы показывают, что против экспорта энергоресурсов выступают 53 % американских избирателей. Для американского электората вопрос снятия эмбарго на экспорт нефти и газа означает не только рост цен на бензоколонках, но и увеличение расходов на электрификацию жилья, отопление итп.
В настоящее время потребности США – свыше 8 миллионов баррелей в день. За пять лет прирост потребления составил 55%. Треть этого объема составляет импорт. При этом США в последние годы стали крупнейшим производителем энергоресурсов, догнав и обогнав (по отдельным параметрам) Россию и Саудовскую Аравию. Сейчас все эти мощности направлены на обеспечение внутреннего рынка.
Против отмены эмбарго на экспорт сырой нефти выступают и американские нефтеперерабатывающие компании. Нефтепереработчики опасаются, что при снятии запрета нефтедобытчики их обойдут в вопросе получения прибыли. В мае текущего года при экспорте 4,1 млн. баррелей в день доля сырой нефти составляла лишь 288 тыс. баррелей, на остальном делали деньги нефтепереработчики. В этих условиях большинство конгрессменов, зависящих как от масс рядовых избирателей, так и от мнения представителей крупного бизнеса, пка что вынуждены блокировать идеи своих коллег и иностранцев об отмене эмбарго на экспорт углеводородов. при этом, режим эмбарго уже частично ослаблен. например в марте министерство торговли США одобрило экспорт газового конденсата двумя американскими компаниями – Pioneer Natural Resources и Enterprise Product Partners. Первый груз в размере 500 тыс. баррелей был отправлен из Техаса в конце июля и, предположительно, достигнет Южной Кореи 10 сентября. Однако в этом случае запрет был обойден только благодаря уловке юристов хьюстонского концерна Enterprise Products Partners, которые убедили чиновников министерства торговли, что нефть ждя Южной Корее, которую перевозит танкер «BWZambesi» не сырая, а уже минимально переработанная.
Вашингтон – Брюссель, Алексей Усов
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».