Россия запретила ввоз белорусского мяса и транзит фруктов и овощей «Белорусские ананасы» и «белорусские устрицы» вызвали торговую войну между союзниками
Россельхознадхор ужесточил контроль над ввозом продуктов через границы стран Таможенного союза, в частности, через Белоруссию. Фактически, речь идет о запрете транзитного ввоза продуктов из Белоруссии. Запрет мотивирован активным реэкспортом товаров от попавших под антисанкции производителей ЕС и США. Ведомства РФ выявили около 11 тысяч тонн растительной продукции, которая была произведена в ЕС, ввезена через Белоруссию для Казахстана, но оказалась в российских магазинах. Кроме того, с 24 ноября запрещен ввоз мясной продукции 10 белорусских мясокомбинатов: из-за кишечной палочки, сальмонелл и антибиотиков, найденных санитарным ведомством в белорусском мясе, колбасах и молоке.
В российским правительстве все-таки обратили внимание на «белорусские устрицы» и «белорусские ананасы» – спустя несколько месяцев после введения эмбарго на ввоз европейских и американских продуктов. С 24 ноября Россельхознадзор ввел обязательный таможенный контроль любой растительной продукции, пересекающей формально открытую границу России и Белоруссии. И транзитные, и следующие в Россию грузы будут проверяться на российской границе, даже если ранее их уже проверила белорусская сторона. Это означает фактический запрет транзитного ввоза продуктов из Белоруссии. Кроме того, с понедельника санитарное ведомство запретило ввоз в Россию белорусского мяса и колбас – под санкции попали 10 предприятий союзного государства. Попытка Белоруссии заработать на политическом кризисе у союзника обернулась торговой войной – констатируют российские СМИ.
Россельхознадзор ужесточает условия транзита продукции растениеводства и животноводства для того, чтобы исключить ее контрабанду из «запрещенных» стран. Санитарное ведомство устанавливает новый порядок транзита: на российскую территорию попадет только та продукция, которая была досмотрена российскими таможенниками. Даже если эта продукция предназначается третьим странам, например, Казахстану, также входящему в Таможенный союз.
«Мониторинг, проводимый в рамках мероприятий по предотвращению нелегальных поставок продукции через Белоруссию в обход введенных Россией ответных экономических мер, выявил более 11 тысяч тонн плодоовощной продукции, произведенной в странах Евросоюза, поставленных из Белоруссии якобы в Казахстан, но «задержавшихся» в России. Это количество представляет собой более 10% от общего объема продукции перемещаемой с территории Белоруссии» – объясняется на сайте Россельхознадзора.
Точных оценок псевдоэкспорта из Белоруссии в Казахстан никто привести не в состоянии – ни сам Россельхознадзор, ни различные эксперты. Но выборочные проверки Россельхознадзора на границе показали, что это примерно 20% всего продовольствия из Белоруссии, пересекающего границу. По документам эти грузы отправляются в Казахстан, но в некоторых случаях удавалось доказать, что до места назначения они не доезжали, отмечают «Ведомости».
Яблоки покупаются в Польше по 20 евроцентов, оттуда их везут в Белоруссию, а из Белоруссии они якобы перенаправляются в Казахстан – по документам. На деле же товар попадает в магазины по оптовой цене 44 рубля за килограмм. Оформить фуру из Белоруссии «в Казахстан» с учетом риска стоит около $5000 – в полтора-два раза дороже, чем в обычных условиях – приводит газета неофициальные пояснение представителей одного из ритейлеров.
Овощами и фруктами Россельхознадзор не ограничился. С 24 ноября ведомство запретило ввоз в Россию продукции десяти белорусских мясокомбинатов. В свинине, курятине, говядине и молочной из Бедоруссии обнаружены антибиотики, бактерии кишечной палочки, сальмонеллы и другие добавки или микроорганизмы, присутствие которых в продуктах не предусмотрено российскими санитарными нормами. Под санитарные санкции попали ООО ИП «Инко-Фуд»; СЗАО «Серволюкс», филиал серволюкс «Агро»; ОАО «Смолевичская бройлерная птицефабрика»; ОАО «Агрокомбинат Дзержинский»; ОАО «Бабушкина крынка»; ИООО «Беловежские деликатесы»; ОАО «Березовский мясокомбинат»; ОАО «Брестский мясоконсервный комбинат»; ОАО «Гомельский мясокомбинат».
«Это торговая война» – обозначила санитарно-таможенные новости «Новая газета». Издание отмечает, что Лукашенко поспешил воспользоваться российскими антисанкциями, чтобы заработать на контрабанде. «Все это можно было предвидеть еще в тот момент, когда Россия вводила продуктовое эмбарго, а Лукашенко клялся, что завалит ее белорусскими продуктами... Глупо было бы не войти в ту широко распахнутую для контрабанды дверь и не использовать одновременно и расширившийся российский рынок, и желание европейских производителей его не потерять... Количество «сюрпризов», которые преподносят в последнее время белорусские продукты российским фитосанитарным и ветеринарным службам, говорит о том, что «гнать объемы», не заботясь о качестве, белорусским предприятиям разрешено с самых верхов.
...Союзника, судя по всему, это стало раздражать, и он начинает огрызаться. Пока вяло, но все российско-белорусские торговые войны начинались именно так: сначала вяло, а потом – с маршами и лозунгами».
Данные «Ведомостей», собранные на основе пояснений представителей Россельхознадзора и российского ритейла, подтверждают предположения «Новой». В августе Россия в ответ на международные санкции ввела запрет на импорт молочной, мясной, рыбной продукции, а также овощей и фруктов из ЕС, США, Канады и Австралии. А уже в сентябре в Белоруссии случился молочный бум (судя по данным Государственного таможенного комитета (ГТК) республики): импорт молочных продуктов из стран дальнего зарубежья вырос по сравнению с тем же месяцем прошлого года в 117 раз, овощей и фруктов – более чем в 2 раза. Ввоз рыбы тоже заметно вырос. При этом официальный экспорт Белоруссия-РФ не показывает значительного прироста, а ФТС вообще заметила снижение. Причин этому несколько. Во-первых, Белоруссия записывает в свой экспорт всю продукцию, отправляющуюся с ее территории в соседнюю страну, а Россия записывает импорт на счет той страны, которая произвела продукт. Во-вторых, есть серьезные погрешности в учете: белорусские компании, многие из которых частично или полностью принадлежат государству, отчитываются о своей деятельности гораздо точнее, чем их российские контрагенты. С момента введения Россией продуктовых санкций с учетом стало еще сложнее: и импортерам, и экспортерам невыгодно показывать, откуда на самом деле приехали продукты и в каком количестве, и внешняя торговля уходит в тень.
При этом в Россельхознадзоре констатируют: таможенный досмотр сильно не поможет перекрыть реэкспорт «запретной» продукции через Белоруссию. «Наш осмотр поверхностный. Попросить залезть вглубь фуры инспектора не имеют права по законодательству Таможенного союза, поэтому снаружи перевозчики кладут нормальный товар, а внутрь закопать могут что угодно» – неофициально поясняют в санитарном ведомстве. «Все белорусское направление перекрыть мы не можем» – признал начальник управления фитосанитарного надзора Россельхознадзора Александр Исаев.
Москва – Минск, Алексей Усов
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».