Казахстан готовит эмбарго для российских продуктов и авто Из-за разницы в курсах тенге и рубля к доллару, российские товары «задавили» рынок соседей
Астана – Москва, Февраль 06 (Новый день – Новый Регион, Алексей Усов) – Падение рубля к доллару положительно сказалось на росте товарооборота России и Казахстана. Но стремительный рост экспорта внезапно подешевевшей российской продукции в условиях Таможенного союза не оставил шанса казахским производителям и сборочным предприятиям. В результате правительство Казахстана готовит запрет или ограничения на поставки из РФ ставших слишком дешевыми нефтепродуктов, автомобилей, металла, курятины, муки, соков и кондитерских изделий.
Астана настаивает на введении запрета или ограничений на поставку ряда продукции из России в связи с угрозой внутреннему рынку Казахстана из-за девальвации рубля (по отношению к тенге – на 47%). Речь идет о нефтепродуктах, автомобилях и аккумуляторах для них, строительной арматуре, кабельно-проводниковой продукции, стеклотаре, мясе и яйцах курицы, макаронных и кондитерских изделиях, муке и соках, сообщает газета «Коммерсант».
По данным газеты, полученным из Минсельхоза, переговоры о введении эмбарго ведутся уже неделю и «достаточных обоснований для введения ограничений не представлено». В российском ведомстве заверяют, что статистика Таможенного союза не подтверждает резкий рост импорта российской продукции в Казахстан. Но при этом чиновники признают, что статистика ведомства не учитывает мелкооптовых партий и объемов, ввозимых физлицами: «Основные дополнительные импортные объемы из России проходят по режиму ненаблюдаемой торговли, поэтому это неконтролируемо и учету не поддается».
Одним из инициаторов эмбарго стала Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан (НППРК). Она предлагает правительству установить полный запрет на импорт российского куриного мяса, так как средняя ввозная цена на эту продукцию снизилась с 760 тенге до 380 тенге за килограмм. Только себестоимость казахской курятины составляет 400 тенге. Импорт яиц, цена которых только с начала года упала на 20%, Казахстан хочет ограничить квотой в 500 млн шт. Цена на муку первого сорта казахских производителей достигает 95 тенге за 1 кг, тогда как 1 кг российской стоит 65 тенге. В связи с этим НППРК считает необходимым установить квоту либо полностью закрыть российский импорт. Также ограничить квотой планируется ввоз российской соковой продукции, цены на которую ниже казахской в среднем на 25-30%.
Общий импорт нефтепродуктов в Казахстане в 2014 году составил 1,7 млн тонн, в том числе 1,1 млн тонн из России. Сейчас поставки нефтепродуктов начали расти: пошлинами и акцизами они не облагаются, а из-за девальвации рубля стоимость российской продукции примерно на 30% меньше, чем казахской. Увеличивают отгрузки Уфимский НПЗ «Башнефти», Орский НПЗ «Русснефти» и «Газпром нефтехим Салават». Казахстан хочет ввести ограничения на импорт российских нефтепродуктов на полгода. Но в России сомневаются, сможет ли Казахстан восполнить потери от бензинового эмбарго собственными мощностями.
Замминистра по инвестициям и развитию Казахстана Альберт Рау предлагает ограничить поставки в Казахстан российских автомобилей. Казахские автодилеры серьезно обеспокоены ситуацией, сложившейся в декабре, когда на фоне падения курса рубля в Казахстан хлынул поток дешевых автомобилей из России. В конце 2014 года российские дилеры констатировали масштабные закупки автомобилей в целом из стран СНГ. Резко возросший импорт угрожает сборочным проектам в Казахстане – на мощностях «Азия Авто» в Усть-Каменогорске выпускаются Skoda, Chevrolet, KIA и Lada 4x4. А на СарыаркаАвтоПром производят SsangYong и Iveco, а также внедорожник Toyota Fortuner. пока речь идет об ограничении «серых» продаж, а не официальных поставок заводов, которые могут влиять на конечные цены. Астана рассматривала различные варианты от лицензирования поставщиков машин и внесения особых отметок в техдокументацию автомобилей, о том, что они пришли от официального поставщика, до введения прямой квоты на поставки, в том числе официальные.
В ноябре Астана вводила запрет на поставки российской водки, пива и пивных напитков, мотивируя это их несоответствием новым требованиям по маркировке импортных товаров. Но действие ограничений продлилось всего несколько дней: после консультаций российским импортерам дали возможность до 1 января устранить нарушения. Возникали и проблемы с поставками топлива: временные ограничения были наложены в 2013 году. В итоге импорт российских нефтепродуктов перешел под контроль государственного «Казмунайгаза», и летом 2014 года ограничения были сняты.
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».