Каждый десятый житель России со средним достатком перешел в категорию бедных Кризис полностью изменит покупательские привычки населения
За год каждый десятый среднеобеспеченный гражданин РФ перешел в категорию бедных. Такой вывод содержится в результатах исследования PwC «Экономический спад в России: взгляд под углом 360°». Абсолютное большинство представителей российского «среднего класса» столкнулись с сокращением покупательной способности. Это вызвало вынужденное изменение покупательских привычек, значительную часть из них «среднеобеспеченные граждане» собираются сохранить и после кризиса.
Российский средний класс, с трудом созданный в предыдущие годы совместными усилиями общества, государства и социологов, вновь может стать исчезающей величиной и потерять свою роль в экономике. В «нулевые годы» удалось заявить о формировании такого класса и его устойчивом росте. Далеко не в последнюю очередь – благодаря усилиям социологов, которые настолько широко раздвинули рамки принадлежности к среднему классу, что сам термин едва не потерял свой смысл в России. Сейчас в рамки «среднего класса» включают граждан, чей личный доход составляет от 16 до 50 тысяч рублей в месяц, при этом в подсчетах количества таких граждан часто не учитывается процент их расходов только на еду. Кроме того, до четверти представителей российского «среднего класса» составляют чиновники и сотрудники силовых ведомств. В таких условиях корректнее вместо «среднего класса» употреблять понятие «средний достаток». Но даже со всеми этими допущениями категория граждан со средним достатком с прошлого лета понесла значительные потери.
По результатам исследования PwC (PricewaterhouseCoopers) абсолютное большинство (до 91%) среднеобеспеченных граждан за год заметили сокращение своей покупательной способности. У трети опрошенных доходы сократились не только в реальном, но и в номинальном выражении – на 10% и более. Прирост заработка, сопоставимый с динамикой инфляции, произошел только у 5% респондентов (уровень инфляции на апрель 2015 года в годовом выражении составил 16,4%). Наименьшие потери понесло среднеобеспеченное население небольших городов с населением менее 100 тысяч человек. В таких населенных пунктах большинство населения занято на местных предприятиях, существующих в менее конкурентной среде и не столкнувшихся с необходимостью массовых увольнений или снижения зарплат. В целом же 10,6% среднеобеспеченных граждан перешли в категорию бедных.
Реальные доходы продолжают снижаться, вследствие чего значительное количество людей, которые раньше принадлежали к тому, что можно назвать «российским средним классом», уже не могут рассматриваться как его представители. Даже та часть населения, которая по-прежнему относится к среднему классу по уровню доходов, постепенно меняет свои привычки: начинает ограничивать себя в покупке товаров повседневного спроса, откладывать крупные покупки из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне, урезать расходы на развлечения и так далее. Это может означать, что средний класс постепенно утрачивает свою традиционную роль движущей силы экономического роста» – резюмируют исследователи.
Сокращение доходов населения вызвало изменения потребительского спроса – 32% респондентов теперь покупают меньше товаров, 31% респондентов приобретают изделия более дешевых брендов, 24% предпочитают искать товары со скидками, а 19% снизили свой «уровень магазинов», начав делать покупки в более дешевых розничных магазинах.
Треть граждан с личным доходом больше 50 тысяч рублей 36% начали сокращать расходы на товары повседневного спроса. Среди граждан с доходом от 12 до 50 тысяч рублей в месяц меньше покупать повседневных товаров стали от 51 до 58%.
При этом граждане с ежемесячным семейным доходом свыше 50 тысяч рублей сокращают расходы на посещение ресторанов (42%), путешествия по России (33%) и за рубеж (54%).
Среди респондентов с уровнем дохода менее 12 000 рублей 83% сообщают о том, что их покупательское поведение в отношении продуктов питания изменилось. Среди респондентов с уровнем дохода на семью свыше 50 000 рублей такой ответ дают лишь 53%. Схожая картина наблюдается в отношении одежды и прочих базовых товаров.
Поведение покупателей меняется, и некоторые изменения в покупательских привычках будут носить долговременный характер, что обусловливает изменения в структуре спроса, говорится в отчете PwC.
Пытаясь жить по средствам, население переходит к более бережливому поведению, осваивая различные стратегии экономии: меньше покупать, переходить на более дешевые продукты, приобретать товары со скидками и так далее.
Большинство из этих новых моделей поведения сохранится и после кризиса. Таким образом, характер потребительского спроса изменится надолго, что потребует внедрения новых бизнес-моделей.
Например, когда кризис закончится, граждане с облегчением покончат с вынужденным самоограничением в покупке повседневных товаров и не станут покупать низкокачественные продукты только из-за их цены. Но при этом они рассчитывают не отказываться от таких «кризисных» привычек среднеобеспеченных потребителей, как покупка товаров недорогих брендов, отслеживание промоакций или предпочтение недорогих розничных сетей.
Компании и потребители в основном сходятся во мнении о том, что кризис продлится еще около двух лет. Иного мнения придерживаются представители компаний, взаимодействующих с крупными корпоративными клиентами в таких отраслях, как строительство, металлургия или горнодобывающая промышленность. На них кризис сказался позднее, чем на прочих участниках рынка, но и восстановления в своих отраслях они ожидают в более поздние сроки – не раньше чем через три года.
Большинство опрошенных разделяют мнение о том, что текущий кризис является более глубоким и затяжным, чем в 2009 году: тогда падение доходов граждан и государства было значительно меньшим.
Москва, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый День»