«Газпром» ушивает «Южный коридор» Вдвое уменьшены инвестиции и предполагаемая мощность системы снабжения «Турецкого потока»
«Газпром» отменил около 20 тендеров на 50 млрд рублей по строительству инфраструктуры для газопровода «Южный коридор», который должен был подавать газ в будущий «Турецкий поток», а также в центральные и южные регионы России. Двумя неделями раньше госмонополия полностью приостановила работы по восточной ветке этого газопровода, сохранив планы лишь на западную ветку. В эти же дни стало известно о расторжении конракта с итальянскими трубоукладчиками Saipem, которые должны были прокладывать подводную часть трубы. Контракт с итальянцами был единственным обязывающим документом во всем проекте «Турецкий поток», а трубы и компрессорные станции «Южного коридора» – пока единственным реальным воплощением стремления «Газпрома» создать альтернативную трансукраинской газотранспортную сеть на южном направлении.
«Газпром» отменил порядка 20 тендеров на общую сумму более 50 миллиардов рублей по достройке компрессорных станций (КС) и линейных частей ниток газопровода проекта «Южный коридор», сообщает РИАН.
Речь идет о восьми КС: третьей очереди «Русской» – 1,983 миллиарда рублей, «Казачьей» – 2,857 миллиарда рублей, первой очереди «Волгоградской» – 3,708 миллиарда рублей, реконструкции КС «Петровск» – 4,116 миллиарда рублей, КС «Балашов» – 2,999 миллиарда рублей, КС «Починки» – 3,469 миллиарда рублей, КС «Красноармейская» – 1,746 миллиарда рублей и КС «Калач» – 2,908 миллиарда рублей.
Предполагалось провести тендеры по прокладке двух участков нитки «Починки-Анапа» на общую сумму 26,367 миллиарда рублей. Эти тендеры отменены. Также отменено с десяток тендеров на более мелкие суммы.
Ранее стало известно о том, что с 1 июля «Газпром» заморозил инвестиции в проект и приостановил работы с 1 июля по восточной ветке «Южного коридора». Эта ветка является наиболее протяженной и дорогой в строительстве. Западную ветку планируется достроить. «Линейная часть западной ветки почти готова, там нужно только увеличить мощность компрессорных станций, а по восточной ветке строительство находится, по сути, в начальной стадии» – поясняли источники газеты «Коммерсант».
На начало 2015 года «Газпром» инвестировал в проект около 300 млрд рублей, план по вложениям на текущий год составлял 278 млрд рублей. Полная официальная стоимость проекта последний раз объявлялась лишь осенью 2013 года и тогда составила 715 миллиардов рублей. При этом даже цифры на позапрошлую осень были представлены в ценах начала 2012 года. Переоценка полных трат на 2015 год, рассчитанных по реалиям 2012 года, публично не производилась.
Предполагалось, что общая протяженность трассы ГТС составит 2,5 тысячи километров. В рамках проекта планировалось строительство 10 компрессорных станций общей мощностью 1,516 ГВт. Пропускная способность системы газопроводов «Южный коридор» должна была составить 63 миллиарда кубометров газа в год. Эта мощность предназначалась для снабжения центральных и южных регионов россии, но в основном газ должен был быть направлен в «Южный поток», а затем в его «преемник» – «Турецкий поток». В результате «усушки», мощности «Турецкого потока» уменьшатся примерно вдвое – до 32 млрд кубометров газа в год.
Остановка инвестиций в восточную ветку «Южного коридора» означает, что «Газпром» уже не рассчитывает на то, что мощность «Турецкого потока» в обозримом будущем превысит указанные выше цифры.
Другие события, в эти же дни происходившие с «Газпромом» и его проектами, могут свидетельствовать о значительных проблемах с реализацией «Турецкого потока».
Напомним, что накануне оператор «Газпрома» South Stream Transport B.V. известил итальянскую компанию Saipem S.p.A. о расторжении контракта на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток». Saipem должна была строить еще первую нитку газопровода «Южный поток», от которого Россия отказалась в декабре 2014 года. С тех пор контракт с Saipem продолжал действовать: трубоукладчики ждали старта работ по первой нитке «Турецкого потока». Газопровод должен пройти по дну Черного моря в Турцию и затем через Грецию и Македонию в Сербию, Венгрию и Австрию, где расположен один из ключевых газовых хабов Европы – Баумгартен. Saipem положена компенсация за аннулирование контракта и плата за простой двух судов (Castoro 6 и Saipem 7000). Общая сумма выплат бывшему подрядчику может достигать 300 миллионов долларов.
Контракт с итальянскими трубоукладчиками был единственной связью с реальностью всего проекта «Турецкий поток». По ТП неясны и источники финансирования, Москва и Анкара не заключили никаких обязывающих соглашений и более того с декабря не могут договориться даже о размере скидки.
Единственный пакет межправительственных документов, связанных с реализацией ТП, был подписан между российскими и греческими энергетиками. Российско-греческое СП с участием «ВЭБ Капитала» на деньги России (€2 млрд), «одолженные» банкроту-Греции, должно было построить «Южноевропейский газопровод» от Греции к другим странам-получателям. Однако вскоре случился греческий дефолт, и эта страна фактически оказалась на грани введения «внешнего управления» наднациональными европейскими кредиторами (МВФ,ЕБРР, ЕЦБ). Продолжение сотрудничества Афин и Москвы в деле строительства «Турецкого потока» оказалось под вопросом из-за крайней зависимости Греции от кредиторов из ЕС.
Москва, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый День»