AMP18+

Экономика

/

Минфин требует сократить расходы на образование, медицину и пенсии Ведомство предлагает отказаться от активной социальной политики

Министерство финансов РФ опубликовало многостраничный доклад, который описывает меры по повышению эффективности госрасходов. В документе содержатся произвольные шаги по сокращению расходов, лишенные каких-либо обоснований и анализа последствий, пишет «Независимая газета». Так, ведомство Антона Силуанова, предлагает свести социальную политику к выплатам по нуждаемости, а также «снизить уровень госпитализации и сократить длительность пребывания в стационаре».

В докладе Минфина, опубликованном на сайте ведомства, указывается, что его «базовая задача – ограничить темпы роста расходов, в том числе на социальные выплаты, зарплаты, госаппарат, и выйти на бездефицитный федеральный бюджет в среднесрочной перспективе». Риторика документа проста: если эффект от вложений не пропорционален затратам, то такие расходы необходим урезать. Так, например, с 2000 по 2014 год расходы на образование одного школьника возросли в 4,6 раза, но положение России в международных рейтингах качества среднего образования осталось неизменным, потому, по логике чиновников Минфина, данные расходы неэффективны.

Той же логики ведомство придерживается и в вопросах пенсий. В связи с тем, что уровень бедности в стране снижался не так быстро, как увеличивались пенсии, расходы на пенсии нужно сокращать. «Если в 2000 году расходы на пенсии и социальные выплаты составляли 7,3% ВВП и 21% расходов бюджетной системы, то в 2014 году – 12,3% ВВП и 32% от совокупных расходов». Подобных примеров журналисты издания нашли множество.

В документе также говорится, что борьба с бедностью становится отрицательным примером. «Несмотря на постоянно растущие бюджетные расходы, уровень бедности населения снижается крайне медленно. По оценке экспертов, среди граждан, получающих социальные выплаты, более 50% не относятся к категории нуждающихся в социальной поддержке. В то же время среди граждан, нуждающихся в такой поддержке, менее 50% получают какие-либо социальные выплаты», – упоминается в докладе. Каких экспертов имеет в виду Минфин и откуда у них такие данные – непонятно.

Впрочем, отмечает издание, конкретных расчетов и обоснований предлагаемой экономии в докладе также не приводится. К примеру, в части здравоохранения Минфин предлагает в числе прочего «снизить уровень госпитализации и сократить длительность пребывания в стационаре», а также уменьшить стоимость оказания услуг в сфере здравоохранения в связи с исключением непрофильных услуг. Насколько может в результате ухудшиться качество медуслуг, каков будет реальный экономический эффект от этих мер и будет ли полученная экономия компенсировать потенциальный ущерб – в докладе Минфина не говорится.

Минфин предлагает оптимизировать расходы на высшее образование, реструктуризировав сеть государственных вузов и их филиалов. Исходя из их эффективности. В результате вузов к концу будущего года может уменьшиться на 10-12%, а их филиалов – на 20-30%.

Что же касается бюджетной поддержки госкомпаний и госкорпораций, Минфин не считает необходимым что-либо менять в этой сфере, хотя за счет сокращения отчислений в бюджет госкомпании вкладываются в проекты, которые не приносят результатов. К таковым относятся «Южный коридор», неудавшийся «Южный поток» или «подвисший» «Турецкий поток». По все видимости, данные расходы считаются оправданными и эффективными. Но аргументов, почему их необходимо оставить, также нигде не приводится.

Такое положение дел можно объяснить силой лобби, полагает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «В сокращении социальных расходов нет ничего удивительного – у тех, кто отстаивает те или иные расходы, разная лоббистская сила. И социальные расходы оказывается проще сократить, чем расходы на оборону или какие-то мегапроекты. Хотя у нас есть формально и вице-премьеры, и министры, которые отвечают за социалку, но с точки зрения лоббистского потенциала они проигрывают тем, кто отвечает за другие направления. Социальный блок у нас не самый сильный», – поясняет ученый.

Он также отметил, что социальные обязательства правительства привязаны к майским указам президента, которые уже не выполняются, – «а раз все равно будет невыполнение, то можно и еще сократить». Кроме того, ситуация зачастую по-прежнему представляется так, что кризис скоро закончится, а значит, можно какое-то недолгое время перетерпеть с низкими расходами на социалку. «В то же время в части крупных инвестпроектов, того же чемпионата мира по футболу, обещания совсем другие, и их откладывать нельзя. Такая логика», – пояснил Николаев.

Между тем эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) уже отметили «обострение конкуренции за ресурсы между социальным и силовым блоками». Эту борьбу в ВШЭ назвали самым серьезным вызовом социальной стабильности с середины нулевых годов. Между тем, результаты подобной непродуманности и просчетов проявляются достаточно быстро, например, новая акцизная политика оказалась ошибочной. Правительство, повышая акцизы на алкоголь, надеялось увеличить поступления в бюджет, но из-за масштабного ухода производства в тень казна начала терять около 290 млрд рублей ежегодно. Об этом в конце июня говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Отметим, что в том же документе («Об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов») содержатся предложения отобрать у чиновников большую часть льгот.

Напомним, что ряд непопулярных мер, продвигался неоднократно. Как писал «Новый День», еще прошлой осенью депутаты думского комитета по образованию во главе с членом КПРФ Олегом Смолиным внесли законопроект о возвращении в федеральный бюджет субсидирования классного руководства. Законопроект предлагал установить надбавки за опеку над классами в 3000 рублей. Закон должен был вступить в силу с сентября 2015 года.

Правительство отклонило этот законопроект, как несоответствующий кризисной повестке дня. Вместо этого, как сообщал ранее «Новый день», по инициативе Минфина были урезаны даже базовые зарплаты, пенсии и соцпособия. В рамках сокращения бюджетных расходов на следующие три года правительство запланировало сокращенную индексацию зарплат, пенсий и соцпособий. Детали сокращения в каждом отдельном случае разнятся, а объединяет общий принцип: индексация будет примерно вдвое меньше роста инфляции. Она будет рассчитываться не на прогнозируемой инфляции следующих лет, а на фиксированных показателях докризисного периода.

Вместе с законопроектом о классном руководстве правительство забраковало и законопроект о запрете брать плату за пребывание детей в школах после уроков. Законопроект о запрете платы за «продленку» был внесен также членами КПРФ осенью прошлого года.

Авторы инициативы указывали, что плата за «продленку» технически ничем не обоснована. Питание в школах вне зависимости от того, остается ученик в школе после уроков или нет, оплачивается родителями. Также школа не предоставляет дополнительные услуги по хозяйственно-бытовому обслуживанию и присмотру за соблюдением деться режима дня. Следовательно, пребывание детей в школах после уроков не требует дополнительной оплаты. Осенью 2014 года наличие платной «продленки» признал министр образования Дмитрий Ливанов, сообщивший, что плата составляет от 2000 до 7000 рублей в месяц за одного ребенка. В реальности цены на «продленку» варьируются в зависимости от региона. Антирекорд поставила одна из московских школ, где месячная плата за пребывание детей после занятий составила 17000 в месяц.

Правительство РФ, Минобрнауки и комитет по образованию Госдумы отклонили законопроект, сославшись на то, что запрет брать плату за дополнительное пребывание ребенка в школе увеличит расходы федерального и региональных бюджетов. Например, в заключении профильного думского комитета говорится: «Отмена платы ... исключает возможность предоставления такой услуги образовательными организациями, реализующими основные образовательные программы общего образования, что приведет к возникновению социальной напряженности во всем обществе либо потребует дополнительных бюджетных ассигнований».

Ссылка по теме:

Учителям не будут доплачивать за классное руководство >>>

Москва, Иван Гридин

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Здоровье, Наука, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика,