Старший сын Якунина за время работы отца в РЖД стал крупным бизнесменом
Старший сын Владимира Якунина – Андрей – за 12 лет работы его отца в РЖД стал крупным предпринимателем, причем многие из его проектов связаны с РЖД. Фонд младшего Якунина VIY Management управляет активами на 400 млн долларов.
Как пишет РБК, Андрей Якунин родился в 1975 году, в 1997 году окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, потом получил MBA в Лондонской школе бизнеса. Кандидатская диссертация Якунина-младшего была посвящена гостиничному бизнесу.
Сейчас основные активы VIYM сосредоточены в гостиничном бизнесе. Активы под своим управлением VIYM на своем сайте оценивает в 400 млн долларов, привлеченные под проекты кредиты – в 600 млн долларов. В портфеле проектов VIYM на сайте фонда есть инвестиции в агробизнес (агропромышленный холдинг «Агро-Альянс», инвестпроект завершен), в производство бумаги («Сыктывкар Тиссью Груп» занимает третье место в России по производству туалетной бумаги, говорится на сайте VIYM), в золотодобычу (компания «Золотая лига», владеющая лицензиями на месторождения в Хабаровском крае с запасами 7,1 т) и производство шоколадных и кондитерских изделий ручной работы (компания French Kiss с 19 бутиками в Москве).
Основные активы у VIYM до сих пор в гостиничном бизнесе. У фонда есть пакеты в первой в Петербурге гостинице под брендом Four Seasons, открытой в отреставрированном историческом особняке Лобанова-Ростовского в центре города, три гостиницы в Европе (в Вене, Давосе и итальянской Умбрии), а также компания «Региональная гостиничная сеть» (РГС). Последняя, как говорится на сайте VIYM, развивает проект «по созданию крупнейшей в России региональной гостиничной сети средней ценовой категории, предоставляющей услуги под ведущими международными брендами».
Бизнес РГС тесно связан с РЖД, писало Reuters в своем расследовании в 2012 году. В 2009 году структуры Якунина договорились с компанией Rezidor о совместном проекте создания сети гостиниц в российских регионах. Объем инвестиций должен был составить 500 млн долларов, сеть должна была включать 20 отелей. Помещения для большей части гостиниц, расположенные поблизости от центральных городских вокзалов, РГС нашла дочерняя компания РЖД – «Желдорипотека», которая была создана для строительства и распределения жилья между сотрудниками РЖД.
Факт сотрудничества с «Желдорипотекой» подтверждал и сам Андрей Якунин и подчеркивал, что никакого конфликта интересов, связанного с местом работы его отца, нет. «Я не получаю от них (РЖД – прим. ред.) денег, я им плачу», – говорил он.
Инвестировал в строительство гостиниц в том числе и фонд «РВМ Капитал», созданный в структурах РЖД и контролировавший часть бывших непрофильных активов госмонополии. Один из акционеров «РВМ Капитала» – НПФ «Благосостояние», обслуживающий пенсионные счета РЖД.
К нынешнему моменту, по данным официального сайта РГС, компания открыла 9 гостиниц в российских областных центрах. 7 из них работают под брендом Park Inn и по одной – под брендами Marriott и Holiday Inn.
Еще один бизнес Андрея Якунина, связанный с РЖД, – компания Far East Land Bridge. Эта транспортная компания создала с дочерней компанией РЖД «Трансконтейнер» СП, которое должно было специализироваться на перевозках грузов по сухопутному пути между Европой и Азией. Впоследствии «Трансконтейнер» продал свой пакет компании «РЖД Логистика».
Сам Андрей Якунин сказал Reuters, что «совершенно не имеет отношения» к FELB, но агентство отмечало, что один из сайтов логистического оператора был зарегистрирован на имя партнера Якунина-младшего Яира Зива, а документы свидетельствовали, что зарегистрированная на Кипре структура использовала того же секретаря и тот же адрес, что и ряд других портфельных компаний VIYM.
Сейчас Андрей Якунин, как рассказывал его отец в интервью Газете.ру в 2014 году, живет в Лондоне. «Уехал из Санкт-Петербурга в не самые благостные времена. Я уже говорил на эту тему. Когда он пришел и сказал, что такое решение принял, ему нужно это по работе, по его инвестиционной деятельности, никакой радости я по этому поводу не испытал», – говорил он.
Инвестиционный бюджет РЖД на 2015 год составляет 414 млрд рублей. Компания генерирует около 3% ВВП страны. По нескольким старым, но модернизированным веткам начали ходить немецкие и итальянские скоростные поезда, внешний и внутренний вид станций, вокзалов, вагонов стал намного приличнее, расписание соблюдается. Однако в 2015 году одним из главных «результатов» работы РЖД стал паралич пригородных пассажирских перевозок, несмотря на субсидию почти в 80 млрд рублей.
Компания в 2014 году потеряла 44 млрд рублей, в 2015-м недополучит еще 32 млрд рублей, хотя ее тарифы выросли на 10% – больше, чем у других монополий. При этом Якунин постоянно просил государство о помощи: в 2008 году из-за кризиса он попросил выкупить инфраструктурные облигации за счет Банка России и выдать компании кредиты на инфраструктурные проекты из денег «Внешэкономбанка». В 2010-м – увеличить тарифы на перевозки не на 9%, а на 12,1% и еще дать субсидии на 50 млрд рублей. В 2011 году – изменить модель налогообложения компании, чтобы она платила меньше налога на прибыль; в 2012-м – обнулить налог на добавленную стоимость по пригородным пассажирским перевозкам. В 2015 году, когда электрички во многих регионах страны просто встали, правительство выделило РЖД без малого 65 млрд рублей господдержки.
Москва, Зоя Березина
© 2015, РИА «Новый День»