AMP18+

Экономика

/

Минэкономики готовится к катастрофе по образцу конца 80-х годов Правительство смирилось c нефтью по $40 за баррель и выбирает между гиперинфляцией и еще большим сокращением расходов

Минэкономики в прогнозах до 2018 года впервые признало потолок цены на нефть в 40 долларов за баррель и на основе этого обновило макроэкономический прогноз. Инфляция к концу года будет больше ожидавшихся в апреле среднегодовых 16,1% и вдвое превысит прежние прогнозы на 2017 и 2018 годы. Курс доллара станет выше 75 рублей, поднявшись до 78 рублей к концу трехлетки, падение реальных доходов населения будет продолжаться минимум до 2017 года. Резервный фонд не доживет до 2018 года. Чтобы закрыть дыру в бюджете, правительству придется либо прибегнуть к увеличению денежной массы, что грозит обвалом рубля и гиперинфляцией, либо к еще большему сокращению расходов – в первую очередь, социальных.

При этом уже с апреля Минэкономики предупреждает: нынешний кризис по глубине и возможным последствиям все больше напоминает события второй половины восьмидесятых годов, которые привели к глобальным переменам в жизни населения СССР.

Вероятность нефтяных цен на уровне 40 долларов за баррель рассматривалась Минэкономики с начала года – после того, как средняя стоимость барреля опустилась до $46. За последние месяцы 2014 года снижение достигло 60%, что по глубине падения сопоставимо с кризисом середины 80-х годов, вызванного спадом потребления и перепроизводством нефти. В предыдущий кризис 2008 года минимум (снижение на 70%) был достигнут через пять месяцев после начала падения цен, однако более быстрое и глубокое падение нефтяных котировок в тот период было вызвано перегревом рынка в предыдущие годы, когда за четыре с половиной года цены выросли в 4,3 раза, отмечалось в прогнозе Минэкономики, который до сих пор считался базовым.

Полгода назад Минэкономики уже рассматривало перспективы средней стоимости нефти в $40 за баррель. Но не включило эти расчеты в официальный прогноз. В августе министерству пришлось скорректировать макроэкономические ожидания. Базовым вариантом сейчас считается прежний пессимистичный – с ценой на нефть в $55-60 на 2016-2018 годы. Консервативный вариант учитывает стоимость нефти в $40 за баррель вплоть до 2018 года.

В этом варианте курс доллара будет держаться выше 75 рублей все следующие годы с перспективой дальнейшего роста (в Минэкономики осторожно предполагают рост до 78 рублей за доллар). Инфляция 2015 года превысит ожидавшиеся ранее 16,1% в среднегодовом исчислении и достигнет 18%. В следующие годы инфляция разгонится едва ли не вдвое больше предыдущих прогнозов: только в 2018 году удастся опустить ее ниже 6%, ожидают в Минэкономики. Падение реальных доходов населения продлится до 2017 года. Также следующие два года будет наблюдаться падение в самом кризисноустойчивом секторе экономики – в розничной торговле.

40 долларов за баррель похоронят надежды на возобновление инвестиционной активности. Базовый прогноз по ВВП на 2015 год уже был понижен до 3,3% с первоначальных оценок среднегодового спада в 2,8%. При цене нефти в 40 долларов за баррель годовой спад ожидается на уровне 4-4,5%, заметил главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач.

Базовый прогноз Минэкономики, рассчитанный на среднюю цену нефти в $55, позволил накануне министру Улюкаеву объявить, что экономика «нащупала хрупкое дно»: «Это все очень хрупко, но видно, что мы где-то на дне лежим, или как назвать это движение».

Вчера же Внешэкономбанк обнародовал комментарий своего главного экономиста Андрея Клепача о том что «дна» экономика РФ пока не достигла: «Рано говорить, что экономика достигла нижней точки. Падение инвестиций и строительства только набирает темп. Норма сбережений населения продолжает расти, свидетельствуя о низкой потребительской уверенности. Большинство позитивных факторов, наблюдаемых в июле, можно рассматривать как временные. Снижение цен на нефть и новая волна ослабления курса могут вновь усилить инфляцию. Это ухудшит покупательскую способность доходов населения и ограничит возможности восстановления потребительского спроса. Положительный вклад бюджетного спроса в оставшиеся месяцы года сменится на отрицательный. Так, если за прошедшие 7 месяцев этого года расходы федерального бюджета были выше, чем в прошлом году почти на 19%, то исходя из последней бюджетной росписи расходы в оставшиеся месяцы года будут более чем на 10% уступать прошлогоднему уровню».

В Минфине согласились с пессимистичными оценками Минэкономики и Внешэкономбанка: «Цены на нефть ближе к $40 за баррель – нынешняя реальность» – приводят «Ведомости» пояснения двух представителей министерства. Бюджет 2016 года следует рассчитывать именно из минимальной прогнозируемой стоимости нефти. При этом придется гораздо сильнее резать расходы – иначе покрыть выпадающие доходы за счет резервов уже будет невозможно.

Разница между выпадающими доходами по консервативному сценарию и по прежним планам на нефть в $60 за баррель огромна: 2 триллиона рублей в 2016 году и 2,5 трилиона в 2017 году, предупреждают экономисты.

По самым умеренным оценками Минфина Резервный фонд не переживет 2017 год. Учитывая разницу между номинальным ВВП по предыдущему прогнозу и в консервативном сценарии и с учетом того, что доходы федерального бюджета составляют 16-17% ВВП, дополнительные выпадающие доходы при консервативном сценарии в 2017 и 2018 гг. составят как минимум 953 млрд и 1,2 трлн руб. соответственно. В Резервном фонде, даже исходя из прежних расчетов, на конец 2017 года должно будет остаться всего 510 млрд рублей, то есть в 2017 году он уже полностью исчезнет, и еще останется не покрытая резервами дыра примерно на 400 млрд рублей.

Чтобы покрыть бюджетный дефицит, правительство может прибегнуть к трем методам: сокращению расходов, использованию средств Фонда национального благосостояния и запуску эмиссионного финансирования, то есть значительное увеличение выпуска денежной массы.

Против последнего способа выступает значительная часть финансистов в руководстве страны. Например, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина считает, что увеличение денежной массы неприемлемо: «Это может отбросить нашу страну далеко назад, к началу девяностых годов». Многие в правительстве с ней согласны: этот метод даже не столько разгонит инфляцию, сколько обвалит курс рубля. А так как нет никаких ограничений на отток в валюту, то правительственные меры, по сути, будут финансировать отток капитала из РФ. Ресурсы ФНБ задействовать нежелательно, наращивание долгов практически исключено – и не в последнюю очередь из политических соображений. Остается лишь вариант с сокращением расходов.

В июне Минфин предложил срезать расходы бюджета в 2016-2017 годах по сравнению с действующим законом о бюджете примерно на 400 млрд рублей в год – до 15,9 и 16,7 триллионов рублей. При нефти в 40 долларов за баррель потребуется срезать в 2016 году еще 200 миллиардов рублей расходов, а в 2017 и 2018 годах – еще по триллиону.

При этом даже ранее запланированное урезание расходов бюджета серьезнейшим образом скажется на жизни граждан.

В июле Минфин объявил, что социальная политика будет сведена к избирательным выплатам по категориям нуждаемости, и значительно урезан объем медицинской помощи населению. Вместе с тем будут «оптимизированы» расходы на высшее образование – за счет ликвидации каждого десятого вуза и до трети вузовских филиалов. Среди прочих мер, предложенных Минфином – увеличение на треть выслуги лет для военнослужащих (с 20 до 30 лет), прекращение обязательной федеральной поддержки наукоградов, сокращение числа оборонных предприятий за счет сокращения количества ЗАТО, сокращение индексаций ряда пособий военнослужащим.

Наибольшую экономию Минфин рассчитывает получить от манипуляций с индексацией пенсий. В следующие годы эти расходы бюджета планируется уменьшить даже от докризисного уровня и больше чем в два раза от реальных темпов инфляции. Обсуждается и вопрос повышения пенсионного возраста: в целях пиара эта мера первой коснется госслужащих. Кроме того, в следующие три года не получат дополнительные выплаты пенсионеры, работавшие в сельском хозяйстве. Также будут уменьшены пособия и надбавки за счет сокращения «чернобыльской зоны». Заодно Минфин собирается через комплекс мер повысить собираемость налогов с населении и работодателей и ввести новые сборы. За счет новой системы выявления граждан и работодателей, работающих по «черным» и «серым» схемам.

Все эти меры предлагались, исходя из цены нефти в 60% долларов за баррель. При новом консервативном прогнозе, который экономисты уже назвали «катастрофическим» и «апокалипсическим», темпы сокращения расходов придется увеличить минимум в полтора раза.

Москва, Алексей Усов

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика, Минфин РФ, Рубль, Финансовый кризис,