ФАС пожалуется Путину на «трубное членовредительство» «Газпрома»
Федеральная антимонопольная служба планирует обратиться к президенту РФ с жалобой на схему закупок «Газпромом» труб большого диаметра (ТБД). Глава ФАС Игорь Артемьев сравнил схему закупок ТБД с членовредительством.
«Решение на самом деле принято, но я пока не буду говорить. У нас есть два варианта – либо обращаться к президенту, либо решать проблему в суде. Но нам легче обращаться к президенту. Скорее всего, мы окончательно обратимся к президенту РФ с рассказом о том, как это происходит. Я считаю, что должны быть приняты соответствующие меры», – цитирует «Интерфакс» заявление Артемьева. Глава ФАС добавил, что существует большой риск проигрыша в суде.
Артемьев отметил, что уже написал письмо о ситуации с закупками труб большого диаметра главе «Газпрома» Алексею Миллеру и председателю совета директоров Виктору Зубкову, но пока реакции пока не последовало. ФАС ждала ответа до конца лета.
«Я считаю, что операция с закупками труб, когда появляется посредник, похожа на членовредительство – «Газпром» купил трубы значительно дороже, чем мог. Я считаю, что это членовредительство, которое наносит ущерб как самому «Газпрому», так и государству. Написав письмо и Миллеру, и Зубкову, я проинформировал их, что творит их менеджмент. Я считаю, что такие люди не должны работать в «Газпроме», – сказал Артемьев. – Но я не уверен, что суд накажет «Газпром» за это».
Ранее ФАС проиграла уже в трех инстанциях «Газпрому», пытаясь доказать виновность монополии в ограничении конкуренции при закупках труб большого диаметра в 2008-2011 годах.
Как заявлял статс-секретарь – замглавы ФАС Андрей Цариковский, после претензий в 2011-2013 годах ситуация с поставками ТБД немного улучшилась, однако в 2014-2015 годах снова наблюдается использование схемы закупок через посредников. «По сумме, где-то около трети, опять пошло на ТИТ (ООО «Трубные инновационные технологии» Ивана Шабалова – прим. ред.). Ну, в общем, на посредников. Опять началась эта схема, в которую, естественно, вовлечены и трубники», – говорил он.
По мнению ФАС, формируемые «Газпромом» лоты дают возможность участвовать в тендерах только тому, кто объединил много-много производителей, что, возможно, удобно «Газпрому», но «очень плохо для конкуренции».
В 2012 году Путин уже отвечал на вопрос о закупках ТБД и посредниках. У Путина спросили, не хочет ли он воспользоваться шансом войти в историю как президент, которой реформирует «Газпром» «так, чтобы инвесторы были счастливы, государство нормально зарабатывало, все было прозрачно». Вопрос вызвал аплодисменты в зале. Путин ответил так: «Наши инфраструктурные компании не лишены недостатков, которые присущи всей экономике – само собой разумеется. Мы все чаще и чаще слышим претензии к тому, как «Газпром» ведет бизнес, что там какие-то коррупционные составляющие есть. Наверное, есть, но за это полиция должна ловить и сажать. И я считаю, что это было бы очень правильно. Я уже знаю об этом и постоянно поручение давал неоднократно правоохранительным органам. Накопают что-нибудь – дай Бог, значит, кого-нибудь посадят».
Главным посредником при закупках «Газпромом» труб большого диаметра тогда был «Северный европейский трубный проект» (СЕТП), который контролировали братья Ротенберги.
Москва, Зоя Березина
© 2015, РИА «Новый День»