AMP18+

Экономика

/

Минпромторг намерен возродить продовольственные карточки Малоимущие простимулируют развитие российского АПК

Министерство промышленности и торговли РФ разработало и направило в правительство стратегию стимулирования потребления продуктов питания, развития торговли, общественного питания и сельского хозяйства. В этом направлении, по мнению чиновников, может помочь запуск адресной продовольственной программы помощи отдельным категориям населения.

Сделать это предполагается в два этапа, пишут «Ведомости». До 2017 года предполагается наладить работу системы «Продуктовая карта». Отдельные категории граждан будут получать на карты деньги, предназначенные для покупки определенного набора товаров в объектах торговли, подключенных к центральной процессинговой системе. В 2018-2020 гг. предполагается организовать социальное питание (бесплатное или льготное) в специальных кафе и столовых; его концепцию Минпромторг планирует разработать позднее.

Минпромторг предлагает разрешить покупать по продовольственным карточкам только свежие и скоропортящиеся продукты (овощи и фрукты, мясо и продукцию птицеводства, молоко и молочную продукцию, а также семена и саженцы плодовоовощных культур и растений). При этом никакой специальный допуск (отбор, аккредитация) товаров или производителей для участия в программе не будет предусмотрен, подчеркнули в ведомстве.

По задумке авторов нововведения, получатель помощи сможет свободно выбирать товары из ассортимента без ограничения цены и количества единиц в одни руки. Впрочем, Минпромторг допускает, что стимулирование потребления отдельных видов продуктов, «в том числе из соображений поддержки определенного сектора агропромышленного комплекса», возможно. Для этого владельцы продовольственных карт будут получать дополнительные начисления, которые можно будет потратить, скажем, только на молочные продукты.

Кроме того, Минпромторг обдумывает идею разрешить малоимущим гражданам самостоятельно вносить дополнительные средства на карту, а бюджет будет добавлять 30-50%. Чиновники рассчитывают, что в такой ситуации «у производителей повышается заинтересованность в поступательном качественном развитии», поскольку бюджетная поддержка поступает к ним не напрямую, а опосредованно – через покупателя, «голосующего рублем».

Оценить, сколько средств потребуется для реализации данной программы, в Минпромторге затруднились, пояснив, что пока прорабатывают лишь алгоритм. Авторы рассчитывают, что программа будет запущена уже в 2016 году, но не повсеместно, а в пилотном режиме на территории нескольких субъектов РФ.

По мнению президента Мясного союза Мушега Мамиконяна, в международной практике такой подход обеспечивает мощную поддержку производителей продовольствия, но опасается, что в российских реалиях эта поддержка будет несущественной, так как речь идет об ограниченном круге потребителей, а средства, выделяемые по программе, «вряд ли будут столь значимы, чтобы малообеспеченные граждане могли покупать мясо, достаточно дорогой продукт».

С другой стороны, производители каждый год сталкиваются с одной и той же проблемой: государство пытается нормативно регулировать цены, отмечает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. Это приводит к снижению рентабельности и в производстве, и в переработке. «Если у нас будут механизмы, которые позволят обеспечить платежеспособный спрос со стороны малообеспеченного населения и не потребуют от государства жесткого контроля цен в рознице, тогда это будет эффективный инструмент, обеспечивающий доходность всем участникам товарной цепочки», – надеется он.

Москва, Иван Гридин

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Россия, Финансы, Экономика,