AMP18+

Экономика

/

Эксперты: «Затянутый пояс» в образовании и социалке «затянет петлю» и на оборонке Бюджет не сбалансирован, это опасно для будущего России

Механизм формирования федерального бюджета не сбалансирован. Перекос в сторону обороны и госаппарата в итоге может привести к тому, что страна останется без науки и без обороны. С пессимистичным прогнозом выступили эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ).

Траты на госаппарат и оборону растут, а инвестиции в образование и здоровье людей падают – долго так продолжаться не может. «Не существует нескольких рингов: на одном мы успешно проводим запуск ракет из акватории Каспийского моря, а на другом – сокращаем расходы на науку и образование с формулировкой «надо затянуть пояса». Если в этих вопросах мы сегодня затянем пояса, завтра не будет ни ракет, ни флота», – говорится в докладе ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, основанном на экспертном заключении различных подразделений университета.

«Основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов в условиях резкого падения цен на нефть. Проект бюджета на 2016 год показывает, что решение этой проблемы отложено на последующие годы», –указано в докладе.

Как отмечает РБК, в докладе подчеркивается: времени на решение проблемы не остается. Например, рост расходов на пенсионное обеспечение, несмотря на сокращение индексации пенсий, означает, что реформировать систему придется в любом случае, но в еще менее благоприятных условиях.

Эксперты ВШЭ отмечают, что бюджет становится все менее «социальным». Пенсии в реальном выражении снизятся в 2016 году на 3-4% (после индексации на 4% при ожидаемой инфляции в 7,4%), пенсионные накопления замораживаются третий год подряд, а «назревшие реформы в этой сфере (в частности, повышение пенсионного возраста) были вновь отложены».

Больше всего экспертов ВШЭ тревожит сокращение расходов на образование и здравоохранение, которое «приняло системный характер и проявляется в опережающем сокращении этих расходов и по доле в бюджетных расходах, и в номинальном, и в реальном выражении». Так, в 2016 году в номинальном выражении расходы на здравоохранение сокращаются на 8%, на образование – на 8,5% (по сравнению с 2015 годом). Расходы на высшее образование в 2016 году составят лишь 78% от уровня 2012 года. Дошкольное и профессиональное образование перекладываются на региональные бюджеты – хотя зачастую возможности финансировать эти обязательства у них нет. Уже в 2015 году регионы начали урезать номинальные расходы из-за недостатка доходов и источников финансирования дефицита.

При этом, сказано в докладе, несмотря на все декларации о снижении расходов на управление, их доля в бюджете неуклонно растет: по сравнению с 2012 годом в 2015-2016 годах этот рост составил 0,8-0,9 процентных пункта. Кроме того, в закрытой части бюджета добавились расходы на поддержку отдельных отраслей, социальную поддержку населения и гуманитарную помощь жителям других государств. Очевидно, что распределение этих средств предполагается осуществлять «в ручном режиме». Еще сильнее ухудшить прозрачность расходования средств может предложение о засекречивании государственных закупок силовых ведомств: «общий объем пока еще открытых госзакупок только по линии МВД в 2015 году согласно уточненной бюджетной росписи составит 114 млрд руб.».

Для сведения бюджета правительство было вынуждено мобилизовать дополнительные нефтегазовые доходы – 312 млрд руб. за счет повышения налоговой нагрузки на сектор. Но если повышение НДПИ на газ и газовый конденсат выглядит оправданным (уровень налоговой нагрузки в газовом секторе значительно ниже, чем в нефтяном), то дальнейшая «стрижка» нефтяного сектора не может быть долгосрочным решением. В условиях низких мировых цен на нефть и растущей конкуренции на европейском рынке газа весьма вероятно сокращение доходов от углеводородного экспорта, зачисляемых в бюджет. Источники их частичного замещения – «главный вопрос следующего бюджетного цикла».

Москва, Зоя Березина

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Политика, Россия, Финансы, Экономика,