AMP18+

Экономика

/

Главные «черные лебеди» России в 2016 году: угроз для страны намного больше, чем вероятных приятных сюрпризов

Нефть по $25 за баррель, азиатская война, нерешительность правительства в борьбе с экономическим кризисом, красная Госдума, социальные протесты – отечественные экономисты перечислили главные риски России в 2016 году в опросе, проведенном газетой «Ведомости». Издание отмечает, что «черных лебедей» оказалось намного больше, чем вероятных позитивных сюрпризов.

Главный внешний риск – сохранение низкой цены нефти ($35-4 за баррель) на большую часть года или ее дальнейшее снижение. По мнению ряда экспертов, очередной нефтяной шоковый обвал может быть уже на подходе. Почти двукратный спад цен на нефть 2015 года вполне может повториться и в будущем году – цена опустится до $20-25. Проблема в том, что никто не знает, где «дно». Подобная неопределенность вредит больше, чем сами цены. На этом фоне все остальные факторы, влияющие на российскую экономику, просто меркнут, отмечают эксперты. Переход цены нефти на уровень ниже $40, если только не произойдет быстрого отскока, запустит новую волну подстройки всех экономических агентов: безработица вырастет, потребление продолжит сокращаться.

Некоторые аналитики прогнозируют, что из-за дешевой нефти правительство России может повысить налоги.

Как отмечают эксперты, при низкой нефти и сохранении санкций продолжится инвестиционный кризис. Последствия кризиса доверия – откладывание инвестиционных проектов, отток капитала, долларизация активов предприятий, банков и населения, скачок курса и инфляции, сжатие экономики.

Еще один риск – геополитика, указывают аналитики. Экономика останется ее заложницей. К старым геополитическим рискам могут добавиться новые: большая азиатская война с втягиванием России в затяжную и дорогостоящую сухопутную кампанию.

Как отмечает издание, ссылаясь на мнения участников экспертного опроса, для экономики больше угроз представляют не сами внешние риски, а реакция властей на них. Неготовность проводить конструктивную антикризисную политику может вылиться в более продолжительный кризис.

Население будет все более чувствительно реагировать на продолжающиеся спад доходов и ограничения экономических и личных свобод. Эксперты отмечают, что основные риски года связаны с ростом социальной напряженности в регионах. А по итогам парламентских выборов не исключено повторение политического кризиса 2011 года, на сей раз усугубленного экономическим спадом.

Кризис усиливает протестное голосование, что может увеличить вес системной оппозиции (внесистемной вряд ли дадут шанс поучаствовать в выборах), указывают аналитики. Социальный эффект кризиса способен привести к масштабному разочарованию избирателей в «Единой России» и к формированию красной Думы – существенного роста представительства в парламенте КПРФ. С одной стороны, это может ужесточить контроль парламента за бюджетными расходами и работой госкорпораций, с другой – усилить дирижизм в экономической политике.

Как обычно, власть попытается снизить социальную напряженность бюджетной поддержкой, ожидает роста дефицита бюджета. Использование резервов, в свою очередь, создает экономические и политические риски.

Дефолт одного-двух регионов из-за снижения доходов при сохранении расходных обязательств может вызвать цепную реакцию и создать давление на банки, не исключают аналитики.

В бюджетной сфере правительству придется использовать все меры – администрирование, приватизацию, максимальную экономию. Положительный эффект возможен, если меры продуманы и сопровождаются реформами, а на это у правительства нет времени.

В долгосрочном плане именно внутренняя политика – основной фактор, сдерживающий рост экономики, отмечают аналитики. Низкая конкурентоспособность экономики, большая доля госсектора, монополизация, слабо развитый финансовый сектор, коррупция и неэффективность управления, слабая защита прав собственности – все это мешало и будет мешать экономике расти.

В отличие от длинного перечня рисков, возможных приятных сюрпризов для экономики нашлось только два: рост нефтяных цен и снятие санкций. И то и другое не исключено, но маловероятно. Позитивным было бы срабатывание у власти чувства опасности дальнейшей экономической стагнации и начало структурных реформ.

Москва, Наталья Петрова

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Экономика,