Надзирать за Европой и наказывать Газпром Брюссель требует проверять российские контракты со странами ЕС до подписания соглашений
Еврокомиссия изобрела новый способ, как усилить контроль над национальными правительствами и одновременно помешать России усилить влияние на энергорынок ЕС. Еврокомиссия хочет, чтобы государства ЕС предоставляли ей черновики межправительственных соглашений для предварительной оценки и разрешения на дальнейшие переговоры. Эта идея направлена как для большей централизации энергополитики Европы, которая влияет на политические решения ЕС. И против «Газпрома», который едва не построил «Южный поток» через соглашения с отдельными странами ЕС.
В Европейской комиссии встревожены тем, что Москва злоупотребляет своим доминирующим положением поставщика 30% европейского газа и вносит незаконные положения в контракты со странами Восточной Европы, многие из которых почти на 100% зависят от «Газпрома» – приводит BBC цитаты из публикации Financial Times.
Для предотвращения расширения влияния России на европейском энергорынке и через это – на политику ЕС Еврокомиссия подготовила два законопроекта, которые должны стать базовыми документами энергетической политики Европы. Первый посвящен созданию механизма обмена информацией о готовящихся и заключенных межправительственных соглашениях в сфере энергетики (поправки к Decision N994/2012). Второй представляет собой существенные поправки к Директиве о безопасности газовых поставок от 2010 года, принятой в ответ на российско-украинский газовый кризис 2009 года.
По условиям первого законопроекта, ни одна страна ЕС больше не сможет заключить межправительственное соглашение в энергетической сфере без одобрения ЕК. Таким способом в Брюсселе хотят застраховаться от новых попыток создания транснациональных энергопроектов, независимых от евробюрократов. Несостоявшийся «Южный поток» опирался именно на прямые контракты между Москвой и руководством отдельных стран. Руководство ЕС пыталось объявить незаконными контракты, заключенные до принятия «Третьего энергопакета», но юридически позиция Москвы была непоколебимой. Брюссель победил, лишь прибегнув к угрозам организации госпереворотов в странах-контрагентах РФ. И найдя признаки нарушения антимонопольного законодательства при выборе подрядчиков строительства «Южного потока».
Чтобы не оказаться вновь в столь щекотливой ситуации, евробюрократы потребовали полного контроля над межгосударственными переговорами по энергетике стран-членов ЕС. Страна, которая захочет подписать с другим государством соглашение в области энергетики, должна уведомить ЕК о начале переговоров и регулярно сообщать об их ходе. ЕК получает право прислать на переговоры своего наблюдателя. Тот может давать советы переговорщикам и редактировать текст соглашений, чтобы они не противоречили нормам ЕС. Черновик соглашения должен быть одобрен Брюсселем перед подписанием и ратификацией. Закон имеет и обратную силу: вся информация о действующих межправительственных соглашениях должна быть предоставлена ЕК в течение трех месяцев с момента одобрения новых поправок.
Больше того, Еврокомиссия предлагает обязать партнеров всех поставщиков газа из-за пределов ЕС предоставлять данные о своих долгосрочных контрактах на покупку газа. Сообщить нужно будет срок действия контракта, минимальные и максимальные суточные, месячные и годовые объемы, точки сдачи газа, а также контрактные условия прекращения поставок, уточняет «Коммерсант». Если контракт обеспечивает более 40% потребления газа в соответствующей стране ЕС, покупатель обязан отчитываться не только перед местным регулятором, но и напрямую перед ЕК. Пока этим критериям соответствуют только поставки «Газпрома» в страны Центральной и Восточной Европы, что выдает подоплеку новых законопроектов Еврокомиссии.
В пояснительной записке к документу почти прямо сказано, что основная угроза перебоев исходит от России, как и стимул к получению дополнительной информации: «Зимой 2014-2015 года, по данным Еврокомиссии, некоторые компании ЕС испытывали сокращение поставок газа из России, однако комиссия получала только ограниченную информацию об этом, так как местные регуляторы не имели правовой основы, чтобы запросить такую информацию у компаний». «Газпром» этой зимой ограничивал поставки через Украину, чтобы помешать реверсным поставкам газа в эту страну.
По данным Еврокомиссии, с конца 2012 года страны ЕС информировали Брюссель о 124 межправительственных соглашениях в газовой отрасли, и 15 из них оказались противоречащими законам Евросоюза. Теперь пересмотреть или отменить эти 15 соглашений практически невозможно, поэтому Комиссия и стремится добиться права на их предварительное утверждение.
Ключевое положение документа в том, что ЕК сможет получить доступ не только к ценовой информации, но и ко всему контракту целиком. Если он, по мнению местного регулятора или ЕК, «может повредить безопасности поставок», Брюссель имеет право запросить такой контракт (а также все приложения к нему) у покупателя газа для оценки влияния на безопасность. В том числе третьи лица получат доступ к коммерческой тайне. Например, к shipper code (восьмизначному буквенно-цифровому коду, обозначающему конкретного поставщика или получателя газа). Данные о том, какой объем газа должен получить тот или иной покупатель, позволяют, например, организовать реверсные поставки газа. В 2011 году в начале европейского антимонопольного расследования в отношении «Газпрома» понадобились внезапные обыски в европейских офисах российской компании, чтобы получить данные о ценах и индивидуальных для каждого клиента формулах «Газпрома». Теперь Еврокомиссия желает иметь эти данные на регулярной основе, чтобы их передавали Брюсселю российские поставщики и их европейские контрагенты.
Полномочия по предварительному одобрению газовых контрактов и прочие меры станут, по мнению обозревателей Financial Times, серьезным изменением существующей практики. Германия, как самый влиятельный член ЕС, с осторожностью относится к изменениям существующей системы. Великобритания склонна поддержать реформу. «Мы за изменения и давно подталкивали Комиссию к такому решению», – заявляют британские чиновники. Поляки открытым текстом признают «антигазпромовскую» направленность законопроектов и призывают распространить их действие и на исключительно коммерческие контракты между «Газпромом» и частными компаниями.
Одним из главных возражений ЕС по поводу российских контрактов было включенное в них положение о запрете перепродажи российского газа. Брюссель утверждает, что это положение нарушает свободу конкурентной торговли и создает разделенный национальными границами газовый рынок. «Газпром» согласился в переговорах с ЕС положить конец такой практике. Теперь ЕС выдвигает новые условия, которые можно считать заведомо неприемлемыми для Москвы. Особенно с учетом обостренных представлений российских властей о государственном суверенитете и его границах.
Москва, Алексей Усов
© 2016, РИА «Новый День»