AMP18+

Экономика

/

Китай фактически присоединился к санкциям против России, – мнение эксперта Банки КНР вынуждают россиян закрывать счета и отказывают в выдаче кредитов

Российский «разворот на Восток» столкнулся с очередными препятствиями: китайские банки отказывают российским компаниям и частным лицам в выдаче кредитов и вынуждают закрывать счета и переводить средства в другие места. Об этом сообщил исполнительный директор Делового совета Россия-АСЕАН Виктор Тарусин изданию «Коммерсант-Власть».

Эксперт пояснил, что исключениями являются лишь банки ExIm Bank и China Development Bank, аналоги российских ВЭБ и ВТБ соответственно, из-за политической мотивированности. Остальные крупные банки КНР встроены в глобальную экономику и ценят отношения с американскими банками, поэтому де-факто присоединились к западным санкциям в отношении России. Таким образом, попытки российских гокомпаний компенсировать отказы в европейских кредитах азиатскими деньгами оказались безуспешным.

Издание отмечает, что обвал торговли с Китаем по итогам прошлого года, скорее всего, составит около 30%. В 2015 году КНР вложил в российскую экономику $794 млн, или 0,7% от общего объема инвестиций за рубеж ($116 млрд). Поставки российской нефти в Китай выросли на 30%, но из-за падения курса рубля ровно на столько же упали доходы от ее экспорта. Поставки сжиженного природного газа упали за январь-сентябрь 2015 года на 51,3%, а в денежном выражении – на 71,5%.

Активно инвестировать в Россию у Китая особенных причин нет, пишет издание. Пекин, руководствуясь жесткой экономической логикой, обычно инвестирует либо в страны первого мира, способные дать технологии и практики управления (США), либо в страны третьего мира, относительно дешево и без лишней мороки с трудовым законодательством расстающиеся с ресурсами и посевными площадями (Судан, Зимбабве). Россия не принадлежит ни к первой, ни ко второй категории, говорится в статье.

Опрошенные изданием эксперты обозначили две основные проблемы совместного бизнеса россиян и китайцев: непонимание китайского менталитета и стремление китайской стороны к контролю над бизнесом, из-за чего в минувшем году не состоялось значительное количество сделок.

«Сейчас китайцы стали требовать во многих компаниях контроль, раньше этого не было, – заметил Максим Соков, гендиректор компании En+, рассказывая об одной из сделок компании. – Они говорят, мы готовы инвестировать, но нам нужно 50%+1 голос». Из-за этого, по его словам, в 2015 году не состоялись очень многие сделки.

«Ты должен выпить с этими людьми некоторое количество чая и сказать много слов уважения, но после этого все идет достаточно быстро. Пословица про «долго запрягаем, но быстро едем» определенно имеет в Китае эквивалент», – добавил бизнесмен. По его мнению, там, где европеец считает, что решение уже принято, китаец видит лишь платформу для начала следующей стадии переговоров.

Как отметил старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина России Сергей Савинский, часто проблемы российских предпринимателей в общении с китайцами связаны с непониманием бизнес-культуры друг друга. «Если брать сельское хозяйство, то проблем найти в Китае контрагентов, интересующихся экологически чистым производством, нет, – отметил эксперт. – Но искать контрагентов через интернет бесполезно, надо приглашать их к себе, убеждать в надежности, установить неформальный контакт, потратиться на переводчика, на юридическое сопровождение». Иначе, считает Савинский, контакт может закончиться к совместному неудовольствию обеих сторон.

Политические договоренности и помпезные декларации о совместной дружбе вызвали у определенной части бизнеса и чиновничества ощущение, что теперь китайским компаниям будет дано указание заключать контракты с Россией на условиях хуже рыночных, но этого не произошло. «Россия, мне кажется, слишком эмоционально отреагировала на объявление поворота на Восток. Реакция китайцев на наше внимание была скорее сдержанно холодной, – заметила Ирина Сорокина, ответственный секретарь Российско-Китайской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией. – Мы ожидали потока инвестиций из Китая, но они предпочитают медлить и все очень тщательно взвешивать».

По ее мнению, китайские бизнесмены в любом проекте превыше всего ценят степень возвратности инвестиций и готовность партнеров вкладывать живые деньги, к чему наши предприниматели зачастую не готовы. «Проекты, в которых российская сторона предлагает участие «интеллектуальной собственностью», а у партнеров запрашивает в качестве доли в совместном предприятии деньги, у китайцев энтузиазма чаще всего не вызывают», – добавила эксперт.

Москва, Светлана Петрова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Дальний Восток, Москва, Центр России, В мире, Политика, Россия, Экономика, Китай,