Россияне «проедают» более половины заработка Это указывает на снижение реальных доходов населения и рост бедности
Россияне все чаще стали отказываться от приобретения товаров не первой необходимости, так как более половины доходов уходят на покупку продуктов питания. Последний раз такой баланс наблюдался в кризис 2008-2009 годов. перспектив скорого улучшения ситуации эксперты не видят. В феврале 2016 года впервые за 8 лет продукты питания (с учетом алкоголя и табачных изделий) составили 50,1% оборота розничной торговли в России.
Такие данные содержатся в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ. Предыдущий антирекорд был зафиксирован в мае 2009 года, когда доля продуктов достигла 49,6% розничного товарооборота.
Для сравнения: в 2015 году продовольствие занимало 48,6% от оборота, а в 2014-м – 47%. «Сейчас наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, вполне логично отражая факт снижения реальных доходов... и роста бедности, – известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания», – поясняют авторы мониторинга.
Доля бедных россиян, вынужденных экономить на товарах и услугах, в марте 2016 года выросла на 0,6% (до 89%), а доля представителей среднего класса увеличилась на 3,9% (до 79,3%). От покупки привычных продуктов готовы отказаться 55,8% опрошенных РАНХиГС россиян. В первом квартале 2016 года, по данным РАНХиГС, цены на продукты выросли меньше всего – на 6,9%. Драйвером роста цен стали непродовольственные товары, подорожавшие на 9,7%, и услуги – на 8,5%. Но год назад ситуация была обратной: тогда цены на продукты в тот же период выросли сразу на 22,4%.
Москва, Иван Гридин
© 2016, РИА «Новый День»