«Назад, в будущее»: команда Кудрина написала очередные реформы Все то же самое, что и раньше, плюс повышение пенсионного возраста…
Председатель Центра стратегических разработок (ЦСР), экс-глава Минфина Алексей Кудрин и министр экономического развития Алексей Улюкаев разработали очередной план структурных реформ. Он подготовлен к заседанию президентского экономического совета, намеченному на 25 мая. Сегодня состоится первое заседание рабочей группы совета под руководством Кудрина, которая должна предложить структурные реформы, пишут «Ведомости» со ссылкой на свои источники.
Цель реформ (и президентского совета) – достижение среднегодовых темпов роста экономики в 4%. Для этого ЦСР предлагает комплекс мер. Судебная и правоохранительная системы должны стать более объективными. Необходима пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста до 63-х лет для мужчин и женщин. Также, как обычно, реформаторы пишут о снижении доли государства в экономике и административных издержек в международной торговле. Необходима бюджетная консолидация и перераспределение бюджетных расходов в пользу развития человеческого капитала и инфраструктуры, реформа госуправления. Улюкаев предлагает дополнить институциональные реформы бюджетным финансированием.
Кудрин в воскресном интервью «России 1» заявил, что на счетах российских компаний скопились свободные ресурсы, сопоставимые с их годовыми инвестициями: «Они дешевле даже, чем банковские кредиты, потому что это собственные средства предприятий. Но они не инвестируются». Иных ресурсов для роста Кудрин не видит: при нынешней структуре экономики рост ВВП в 2017-2019 гг. возможен исключительно за счет роста конъюнктурной составляющей (прежде всего цен на сырье). Для ускорения темпов роста до 4% в 2019 году требуется дополнительно привлечь в экономику 4,5 млн человек и 40 трлн руб. инвестиций в основной капитал (накопленным итогом за 2016-2018 гг., сверх прогноза Минэкономразвития), подсчитали для ЦСР эксперты Института экономической политики Егора Гайдара.
Бюджет
Основной вызов бюджетной политики – адаптация к новым условиям торговли через снижение дефицита бюджета до 1% в ближайшие три года при изменении структуры расходов, считает Кудрин. Он описывает три варианта бюджетной консолидации к 2019 году. Наихудший для бюджета – сохранение номинальных расходов (15,9 трлн руб. в год) при росте ВВП согласно прогнозу Минэкономразвития (+0,8% в 2017 г., +1,8% в 2018 г., +2,2% в 2019 г.) и годовой инфляции на 1 п. п. выше прогноза. Но если исходить из прогноза Минэкономразвития и снижать дефицит до 1%, то номинальные расходы не только не вырастут, но и сократятся с 15,9 трлн до 14,2 трлн руб. При допущении, что рост ВВП достигнет 4% в 2019 году, а расходы бюджета сохранятся на номинальном уровне 2016-го, дефицит снизится до 0,8% ВВП. Снижение дефицита бюджета на 2-2,5 п. п. – серьезный вызов для налоговой и бюджетной политики, но и важнейший элемент доверия между государством и бизнесом, считает Кудрин. Ключевым фактором долгосрочного развития Кудрин называет низкую и предсказуемую инфляцию – 3-4% в год.
Пенсии
Вместе с бюджетной консолидацией Кудрин предлагает проводить пенсионную реформу: пенсионный возраст нужно постепенно увеличить до 63 лет и для мужчин, и для женщин. Если повышать его постепенно – ежегодно добавлять по полгода, то для мужчин планка будет достигнута через шесть лет, а для женщин – еще позже. С Кудриным согласен Улюкаев: повышение пенсионного возраста до 63-65 лет нужно не только для балансирования пенсионной системы, но и для снижения дефицита трудовых ресурсов.
Инвестиции
Но стержнем программы достижения 4%-ного роста должна стать активная инвестиционная политика, говорится в предложениях Минэкономразвития. Она должна базироваться на трех китах: создании инвестиционного ресурса, макроэкономических и регуляторных мерах для трансформации сбережений в инвестиции и стимулировании инвестиций через механизмы господдержки. По расчетам министерства, оптимальное соотношение между текущим потреблением и инвестициями – 22-25% ВВП, для этого инвестиции в ближайшие годы должны расти на 7-8% в год, а уровень потребления – стоять на месте.
В качестве одной из мер бюджетной поддержки Улюкаев предлагает создать бюджетные фонды инфраструктурных инвестиций для софинансирования инвестпроектов в счет будущих налоговых поступлений от них. Это позволит исключить чистые госрасходы на инвестиции при оценке предельного ограничения расходов в бюджетном правиле: МВФ считает госинвестиции в инфраструктуру самоокупаемыми в долгосрочной перспективе.
Мощную финансовую поддержку Минэкономразвития призывает оказать экспорту (в том числе ежегодно докапитализировать Росэксимбанк, ЭКСАР и Российский экспортный центр), переключившись с господдержки проблемных предприятий на поддержку экспорта продукции и значительное упрощение процедур, связанных с экспортом. Это ускоренный возврат НДС, сокращение издержек и упрощение таможенного регулирования и экспортного контроля, снижение импортных пошлин на комплектующие и оборудование.
Назад, в будущее...
Один из источников издания в федеральных структурах так охарактеризовал новый план реформ: «Как будто собрались деды и вспомнили, как гуляли в молодости: реформами будет заниматься та же команда, что и 15 лет назад». Рост ВВП на 1% в ближайшей перспективе и стабильная макроэкономика – слишком унылая повестка для президентских выборов 2018 года, считает он.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»