В Генпрокуратуре написали план борьбы с откатами в госзаказе В практику предложено ввести понятие «конфликт интересов»
В Генпрокуратуре подготовлен план борьбы с откатами и коррупцией в госзаказе. Генеральный прокурор Юрий Чайка в конце июля подписал приказ, утверждающий план, который касается заказа не только государства, но и госкомпаний и естественных монополий. Представитель Генпрокуратуры не смог предоставить комментарии, однако получение приказа «Ведомостям» подтвердил представитель Минэкономразвития. В выполнении приказа должна участвовать сама Генпрокуратура, отвечающее за контрактную систему Минэкономразвития, курирующая закупки ФАС, Минфин, а также ФСБ, Следственный комитет и МВД. Сроки выполнения – вторая половина 2016-го и 2017 год.
Главное в плане – предложения изменить законодательство, в том числе ввести уголовную ответственность за нарушения при госзакупках, обязательную проверку аффилированности, раскрытие субподрядчиков в крупных заказах и т.д. Практическая часть – совместные проверки и расследования закупок для обороны и правоохранительной деятельности, а также для «иных государственных и муниципальных нужд» (исполнители: Генпрокуратура, Минобороны, МВД, ФСБ, ФАС, Росфинмониторинг).
Генпрокуратура предлагает ввести понятие «конфликт интересов» в закупки госкомпаний и расширить список должностей, на которых оно распространяется в закупках государства. Этот пункт включен в план по инициативе Минэкономразвития. Действующий закон о госзакупках признает конфликтом интересов ситуацию, когда отвечающий за заказ человек (руководитель, член закупочной комиссии, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий) и владелец поставщика (более 10% акций или уставного капитала) – родственники. Но влиять на закупки могут также руководители регионов и городов, органов контроля, контрольно-счетных органов, их заместители и другие чиновники, писало Минэкономразвития в Генпрокуратуру в марте. Требования о запрете конфликта интересов должны распространяться не только на сотрудников контрактных служб, членов комиссий и заказчиков, но и на их начальников, если те могут влиять на них, отмечает представитель Минэкономразвития, например, вице-губернаторов, отвечающих за закупки. Министерство предлагало, чтобы заказчики размещали список таких лиц в единой информационной системе, такой же механизм может быть установлен для госкомпаний.
Расширение списка лиц, которые могут быть привлечены к ответственности из-за конфликта интересов, – это способ профилактики более серьезных нарушений (сговоров заказчика и участника торгов), а также коррупции. Сейчас «подыграть» конкретному поставщику заказчик может либо на этапе подготовки технического задания, либо проведя конкурс вместо электронного аукциона, чтобы поставить завышенные баллы по непрозрачным критериям. Неразрывность интересов заказчиков и владельцев крупнейших поставщиков – основа всех отношений по освоению государственных средств. По мнению экспертов, то, что власти хотя бы заговорили о конфликтах интересов в госзаказе – уже огромный прогресс. Но главное – не исправить законы, а предотвратить ситуации сокрытия конфликтов интересов топ-менеджерами.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»