Россияне привыкли к кризису и смотрят в будущее с оптимизмом Все больше соотечественников выращивают овощи для пропитания
Социологи зафиксировали улучшение общих настроений россиян, что свидетельствует о некотором смягчении кризиса. В то же время, тенденции в покупательском поведении и ожиданиях говорят не столько о том, что кризис ослабел, сколько о том, что люди привыкли жить в текущих условиях. Такие данные содержатся в отчете «Российский потребитель», подготовленном агентством GfK.
По данным исследователей, потребительские настроения россиян несколько улучшились, однако показатели по-прежнему остаются в отрицательной зоне. Так, индекс потребительских настроений в России вырос с 80 пунктов во 2-м квартале 2016 года до 85 пунктов в 3-м квартале 2016 года. «Пока ситуация для российского потребителя продолжает оставаться сложной», – считает гендиректор GfK Rus Александр Демидов.
Социологи отмечают, что во 2-м квартале 2016 года более половины россиян (53%) сообщали, что кризис непосредственно затронул их и их семьи. В 3-м квартале доля тех, кто почувствовал на себе влияние кризиса, несколько снизилась, однако по-прежнему высока – 46%. Чтобы уменьшить влияние кризиса на свою жизнь потребители стараются рационализировать расходы на питание, уменьшить внедомашнее потребление, ведут поиск дешевых товаров и мест их продажи.
Одним из важнейших факторов кризиса российские респонденты называли сокращение заработной платы. Если в 2014 году этот факт отметили 7% опрошенных GfK, то в 1-м квартале 2016 – уже 22%. В то же время к июлю 2016 года их доля несколько снизилась – до 19%, но все равно доля тех, кто потерял в доходах, остается значительной. Согласно прогнозу Аналитического центра GfK, снижение реальных денежных доходов населения продолжится до конца 2016 года и составит – 5,1% к прошлому году.
По данным исследователей, только 24% респондентов в 2016 году уверены, что через 12 месяцев ситуация изменится к лучшему. И этот показатель меньше, чем в 2015 году. Тогда в то, что будет улучшение ситуации, верили 30% участников исследования GfK в России. Для сравнения, в целом по миру, оптимистов в 2016 году оказалось больше: 31%.
Сегодня россияне в целом активнее потребителей других стран интересуются фильмами (66%, а в мире – 59%), электроникой и технологиями (60%, а в мире – 54%) и в значительной мере больше – семьей и воспитанием детьми (47%, а в мире – 32%). Скорее всего, это отражение в том числе и текущего тренда «все дома». Среди других интересов с большим потребительским потенциалом в России – путешествия (57%; в мире – 60%) и забота о собственной внешности – 45% (в мире 45%).
Наибольшую опасность для страны, по мнению опрошенных, представляет терроризм (98%), запрещенная во многих странах мира, в том числе и в России, террористическая организация «Исламское государство» (ИГ) (85%), падение рубля (79%), ситуация на Украине (70%), ситуация в Сирии (66%). Стоит отметить, что опасения в третьем квартале 2016 года по всем этим показателям были немного ниже, чем во втором квартале. Вероятно, люди понемногу привыкают к наличию и внешних опасностей тоже.
Данный обзор подготовлен по материалам Всероссийского исследования GfK Rus, ответы на вопросы давали 2100 респондентов старше 16 лет. Исследование проводится с 1991 года для изучения мнений россиян по разным аспектам жизни в стране, а также их настроений и намерений, связанных с приобретением товаров и услуг.
Отметим, что ранее GfK сообщило, что за два года доля россиян, выращивающих овощи и фрукты на собственных огородах, выросла с 39 до 46%, при этом для 15% «активных огородников» производство собственных овощей является основным источником питания, рассказал Александр Демидов. «Отмечается достаточно большой всплеск, люди переходят на собственноручно выращенные продукты, это кризисная ситуация, несомненно», – сказал он, добавив, что доля россиян, занимающихся приусадебным хозяйством не для развлечения, а для пропитания, будет только расти.
Москва, Иван Гридин
© 2016, РИА «Новый День»