В России промаркируют табак, одежду, обувь, шины, духи и фотокамеры
Российское правительство утвердило перечень товаров для обязательной маркировки уже в 2019 года. В частности, обязательной станет маркировка табачной продукции, духов и туалетной воды, автомобильных шин и пневмопокрышек, предметов одежды, в том числе пальто, плащей и курток, постельного, столового, туалетного и кухонного белья, обуви, а также фотокамер. Кроме того, по решению правительства будет создан единый каталог товаров, подлежащих обязательной маркировке, сообщили на сайте правительства.
Табак получит маркировку с 1 марта 2019 года; обувь – июля. С 1 декабря 2019 года маркировка появится на духах и туалетной воде, трикотажных блузках, включая одежду ручной вязки, пальто, плащах, куртках, постельном белье, салфетках, скатертях, а также фотоаппаратах, фотовспышках, шинах и пневмопокрышках.
«Базовые принципы, заложенные в модели, предусматривают в том числе идентификацию каждой единицы товара путем присвоения товарам уникальных кодов, создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара, создание единого каталога товаров России»,– говорится в пояснительной записке к документу.
О том, что Минпромторг направил в правительство письмо с перечнем товаров, для которых предлагается ввести обязательную маркировку, стало известно в начале апреля. Сейчас в России маркируются меховые изделия. Летом начнется эксперимент по маркировке драгоценностей, с 2020 года маркировка должна стать обязательной для лекарств.
По словам экспертов, результатом нововведения станет повышение цен. При этом для некоторых видов товаров маркировка будет дублировать другие системы регулирования. Производители должны будут наносить метки на упаковки и передавать в единую систему сведения о цене товара и его движении по цепочке вплоть до продажи розничному покупателю.
Как писал «Новый День» планируется, что единая система маркировки товаров заработает в России с 2024 года. Ее оператором может стать Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является совместным проектом USM Holdings («Петер-сервис», 50%), госкорпорации «Ростех» (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%).
Эксперты предполагают, что новая система будет работать по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП). Оператор будет получать доход от производителей и импортеров. Так как метки будут платными, вероятно, результатом станет рост цен. Топ-менеджер одного из производителей косметики предрек рост стоимости духов с введением маркировки до 10%. То же самое произойдет и на рынке мяса. При этом производители указывают, что маркировка будет фактически дублировать электронную ветеринарную сертификацию (ЭВС). Похожую ситуацию прогнозируют и игроки алкогольной отрасли. Например, сейчас прослеживаемость пива обеспечивает ЕГАИС, а дополнительная маркировка повлечет затраты, как следствие, себестоимость товаров и цена продукции могут вырасти.
Москва, Иван Гридин
© 2018, РИА «Новый День»