AMP18+

Экономика

/

Импортный алкоголь вернется на российские прилавки к осени

Российские потребители импортного алкоголя попали в ситуацию дефицита советского образца в связи с введением с 1 июля новых акцизных марок. В магазинах Москвы иностранные вина, коньяки и виски начали исчезать с полок еще две недели назад, пишет еженедельник «Коммерсантъ-Деньги. В минувшие выходные в магазинах столицы и других российских городах найти импортное вино было практически невозможно. На прилавках магазинов были в основном водка и пиво. Эксперты утверждают, что иностранный алкоголь начнет возвращаться в магазины в конце лета, но цены на него будут значительно выше, пишут «Новые Известия».

Причиной дестабилизации на алкогольном рынке страны стал новый закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который с 1 июля 2006 года отменяет действие старых акцизных марок. А новые марки, по данным участников рынка, пока выдаются только российским производителям алкоголя, в основном водки. Поэтому операторы рынка заранее были вынуждены начать вывоз импортного алкоголя со старыми акцизными марками на склады, имеющие оптовую лицензию.

Потери виноторговцев исчисляются десятками миллионов евро. Участники рынка объясняют ситуацию запоздалым формированием законодательной базы. Однако, как утверждают сотрудники Федеральной таможенной службы (ФТС), «новые марки с конца марта выдаются всем желающим», а с апреля по июнь в РФ завезено 4,1 млн. бутылок алкоголя с акцизными марками нового образца. Отметим, что это лишь 4% объема, ввезенного за аналогичный период 2005 года. В ФТС считают, что причина запустения на винных полках в магазинах – нерасторопность операторов рынка, не закупивших оборудование, необходимое для маркировки по новым правилам и обеспечивающее поступление данных по алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). По сведениям Союза участников алкогольного рынка, к этой системе на данный момент подключено не более 300 из 2,5 тыс. действующих операторов рынка. В связи с этим торговля импортным алкоголем фактически оказалась под запретом.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2006 году было ввезено около 2 миллионов бутылок с новыми акцизными марками, что составляет лишь сотую часть потребности рынка. Пытаясь спасти ситуацию, правительство разрешило торговцам вернуть бутылки со старыми марками на оптовые склады, переучесть их там и заменить старые марки на новые. В пятницу вышло постановление правительства, которым утвержден порядок такой перемаркировки и ее предельный срок – до 29декабря 2006 года, пишут «Ведомости».

Пока же импортеры должны разместить его в складских помещениях и провести инвентаризацию по состоянию на 30 июня 2006 года. «Впрочем, это постановление еще не вступило в силу, – сообщил «Новым Известиям» директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. – Предполагается, что оно будет опубликовано во вторник, но это не точно. А до этого вся продукция, оклеенная старыми марками, считается нелегальной, а сотрудники различных проверяющих органов имеют большое поле для проверок и штрафов».

По оценке директора по внешним связям Ассоциации европейского бизнеса в России Александра Романова, нерасторопность властей привела к тому, что на алкогольном рынке «возродился Советский Союз во всех своих проявлениях», начиная от пренебрежения к частной собственности до пустых полок. Тем не менее, полагает эксперт, «вышедшее постановление дало хотя бы примерные ориентиры для игроков алкогольного рынка». «Импортеры наконец-то получили необходимые разъяснения, закупили новые марки и программное обеспечение для штрихкодирования, которое появилось в России лишь в мае. Теперь самое главное, чтобы у правительства не возникло новых оригинальных идей относительно регулирования алкогольного рынка».

Впрочем, Вадим Дробиз считает, что до восстановления алкогольного рынка еще далеко. По его словам, «можно только предположить, какой будет процедура переоформления продукции». «Ведь обоснования для возврата ее импортеру нет, то есть придется оформлять обратные продажи – от розничного продавца оптовому, от оптовика – региональному дистрибьютору, от дистрибьютора – импортеру. Так что 1 июля проблемы алкогольного рынка не закончились, а добавились». Александр Романов не исключает, что в ближайшее время в стране возникнет дефицит новых акцизных марок, так как компании будут переклеивать как старый, так и ввезенный после 1 июля алкоголь. В общем, резюмируют эксперты, алкогольные дела в Москве и Питере начнут выправляться через месяц-два, а в регионах, где все делается не так быстро и полки еще не опустели окончательно, лишь в октябре – ноябре. Окончательной же нормализации ситуации стоит ожидать не раньше Нового года.

Игроки алкогольного рынка во всем винят чиновников, которые и в этот раз сработали непрофессионально. Вот только расплачиваться за ошибки властей придется как всегда потребителю. Судиться с государством из-за понесенных потерь торговцы не станут – себе дороже. Поэтому поднимут цены. По оценкам экспертов, цены на вернувшееся импортное спиртное вырастут на 20-40%, пишут «Новые Известия».

© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, Россия, Экономика,