Москва обвиняет Минск в нарушении двусторонних соглашений
В Минэкономразвития РФ считают, что введение Белоруссией пошлин на транспортируемую через республику российскую нефть противоречат действующим двусторонним торгово-экономическим соглашениям, передает «Новый Регион» со ссылкой на Вести.ру.
«Такой подход не имеет аналогов в мировой практике, так как пошлиной могут облагаться только те товары, которые либо производятся, либо потребляются на территории страны, принимающей решение о введении пошлины», – отмечает министерство.
МЭРТ напоминает, что в соответствии с соглашением между правительствами России и Белоруссии о свободной торговле от 13 ноября 1992 года каждая сторона должна обеспечить беспрепятственный транзит через ее территорию товаров, происходящих с таможенной территории другой стороны. «Минэкономразвития России рассчитывает на незамедлительное получение от белорусских коллег информации о конкретных сроках приведения белорусского законодательства в соответствие с имеющимися двусторонними торговыми соглашениями. Ограничение свободы транзита товаров может негативным образом отразиться на реализации планов дальнейшей интеграции между обеими странами, в том числе планов формирования таможенного союза», – подчеркивается в сообщении.
Немного ранее белорусский Совмин выступил с разъяснением причин установления Белоруссией с 1 января 2007 года пошлины на транзит российской нефти. В его постановлении, опубликованном в четверг, говориться, что цена транзита в 45 долларов за баррель установлена в целях обеспечения экономических интересов и «с учетом существенного ухудшения экономического состояния нефтеперерабатывающей отрасли».
При этом белорусский государственный концерн «Белнефтехим» заявляет, что официально уведомил российскую компанию «Транснефть», которая названа основным плательщиком, о введении с 1 января таможенной пошлины. Однако в «Транснефти» в четверг заявили, что не располагают информацией о введении Белоруссией экспортной пошлины на российскую нефть.
Как сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, никаких официальных бумаг из Минска о введении пошлины не поступало. Решение о введении пошлины было принято после совещания у президента Белоруссии Александра Лукашенко в среду.
"$45 – это обоснованная цифра, она легко просчитывается, исходя из мировой стоимости нефти. Это асболютно рассчитанный показатель», – заявил премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский накануне, говоря о введении таможенной пошлины.
Еще одной причиной введения пошлины белорусский Совмин называет неисполнение Россией в одностороннем порядке ряда норм межправительственных соглашений о свободной торговле, о Таможенном союзе, а также белорусско-российского протокола о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений.
Согласно постановлению Совмина, пошлина введена с 1 января текущего года. Ее размер установлен в сумме 45 долларов за 1 тонну нефти. Плательщиком определено российское ОАО «Транснефть».
В решении белорусского правительства также отмечено, что «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по уплате пошлины плательщик несет ответственность в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь».
Между тем, пока что никаких изменений в транспортировке нефти не наблюдается. Белорусское нефтетранспортное предприятие «Гомельтранснефть «Дружба» по состоянию на 4 января осуществляет транзит российской нефти в полном объеме, сообщил главный инженер предприятия Александр Бордовский.
«Мы продолжаем прокачивать нефть, препятствий пока нет, – сказал он. – На предприятие пока не поступало дополнительных инструкций по этому поводу».
Введение Белоруссией пошлины на транзит российской нефти не ограничит ее поставки в третьи страны, сообщил начальник управления информации белорусского МИД Андрей Попов. По его словам, Белоруссия подтверждает приверженность принципам свободы транзита и «неукоснительно соблюдает свои международные обязательства по обеспечению свободы транзита через свою территорию».
Попов отметил, что через территорию Белоруссии транспортируется «50 % всей российской нефти, поставляемой европейским потребителям».
При этом какой-то особой реакции из Европы на события вокруг нефтяного транзита пока не последовало. «Это двусторонняя проблема, и Евросоюз не намерен комментировать данное решение», – заявил официальный представитель Еврокомиссии Ферран Тарранделлас Эспуни.
«Мы пристально отслеживаем ситуацию. Надеемся, что она не будет иметь негативных последствий для поставок нефти в европейские страны и что различия в позициях сторон не помешают потребителям получить нефть по оговоренным в контракте ценам», – отметил он.
Москва, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».