УФАС уличил Кольцово в монополизме. Руководство аэропорта категорически не согласно с обвинениями
Сегодня в управлении федеральной антимонопольной службы по Свердловской области состоялось уже второе по счету слушание дела аэропорта Кольцово. Как сообщает корреспондент «Нового Региона», обсудить вопрос о том, почему в Кольцово действовали высокие цены на топливо, собрались представители УФАС, четырех авиакомпаний («Уральские авиалинии», «Трансаэро», ГТК «Россия», «Аэрофлот»), а также представители стороны-ответчика – генеральный директор Кольцово Михаил Максимов и юристы.
Напомним, УФАС должно было вынести решение по топливному вопросу еще в декабре 2006 года, однако члены экспертной комиссии взяли паузу на то, чтобы тщательно изучить вопрос.
Сегодня, 30 января, антимонопольщики озвучили свое решение. Согласно ему, претензии к Кольцово (на высокие цены на топливо в Кольцово, напомним, жаловалась компания «Уральские авиалинии») были признаны обоснованными.
УФАС нашло в действиях екатеринбургского аэропорта признаки нарушения закона о монополиях в период с 1 января 2005 года по 26 октября 2006 года. В связи с тем, что с 26 октября 2006 года в силу вступил Федеральный закон «О защите конкуренции», квалифицировать цены на авиакеросин, действовавшие в Кольцово в период с 26 октября по 1 декабря 2006 года, как нарушение закона стало невозможно. С 1 декабря 2006 года стоимость услуг заправочного комплекса екатеринбургского аэропорта изменилась – чтобы поддержать авиакомпании в так называемый «низкий» сезон, когда объемы пассажироперевозок резко падают, Кольцово снизило стоимость топлива на 30 процентов.
Как сообщила сегодня на заседании начальник УФАС по Свердловской области Татьяна Колотова, учитывая то обстоятельство, стоимость авиакеросина с декабря прошлого года существенно снизилась, а также то, что у трех из четырех приглашенных на сегодняшнее заседание представителей авиакомпаний («Трансаэро», «Аэрофлот», ГТК «Россия») никаких претензий к Кольцово по стоимости продаваемого аэропортом керосина, не возникло, никаких тяжких последствий для Кольцово нарушение закона о монополизме не повлечет.
По итогам заседания в УФАС озвучены следующие решения. Во-первых, Кольцово был внесен в перечень хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке превышает 30 процентов. То есть аэропорт признан монополией. Во-вторых, УФАС обязал аэропорт в течение двух лет ежемесячно отчитываться о ценах на своем топливно-заправочном комплексе. В случае, если стоимость авиакеросина будет меняться, Кольцово должно предоставить письменное обоснование этому обстоятельству.
В-третьих, УФАС постановило взыскать с Кольцово некоторую часть средств, полученных от продажи авиакеросина по высоким ценам, в пользу государства. Однако конкретная сумма названа не была. На то, чтобы ее определить, УФАС взяло недельный перерыв, в течение которого антимонопольщики должны будут провести еще одну консультацию с руководством аэропорта.
Между тем, том-менеджмент Кольцово с выводами УФАС категорически не согласен. Как сообщил «Новому Региону» генеральный директор аэропорта Михаил Максимов, аэропорт не нарушал никаких законов и ни в чем не виноват. По его словам, деньги, которые зарабатывал аэропорт на продаже топлива по ценам, которые были названы высокими, тратились на проведение реконструкции портового комплекса – и доказательства тому были найдены УФАС. Все доходы и траты документально подтверждены. За полтора года на обновление портового комплекса было потрачено 1,5 миллиарда рублей – в строй был введен новый международный терминал, кейтеринг, закупалась спецтехника. Для того, чтобы полностью завершить процесс реструктуризации, необходимо израсходовать еще 18,5 миллиарда рублей, из них 5,3 миллиарда – это собственные средства аэропорта. За счет данных сумм будет продолжать обновляться технический парк Кольцово, будет построен и сдан в эксплуатацию новый современный терминал внутренних авиалиний, гостинично-деловой комплекс, транспорно-логистический центр и др.
Возможности для инвестиций в развитие портового комплекса государством до сих пор не определены, методика находится в стадии разработки, этим вопросом занимается Минтранс РФ. Эксперты рынка авиаперевозок утверждают, что, скорее всего, за модель будет принята схема, похожая на ту, что действует в Кольцово: в тарифы на авиатопливо будет включаться инвестиционная составляющая. Средства, зарабатываемые ТЗК, целевым образом тратятся на развитие аэропорта.
Эксперты «Нового Региона» считают, что Кольцово действительно, является достойным примером для подражания. На сегодняшний день это единственный в России крупный аэропорт, из состава которого не был выведен топливно-заправочный комплекс. По решению совета директоров ОАО «Аэропорт «Кольцово»», в который на сегодняшний день входят 9 чиновников разных уровней власти, все доходы от продажи авиатоплива находятся под строгим контролем и не выводятся из бизнеса, а направляются на инвестиции и развитие предприятия.
В Кольцово честно признаются, что топливо для них на сегодняшний день единственный источник финансирования всех планов и идей по обновлению аэропорта.
По мнению наблюдателей из числа представителей уральского авиарынка, решением, которое было принято сегодня, УФАС уже во второй раз фактически открыто поддержало интересы частного авиаперевозчика («Уральские авиалинии»), принеся в жертву интересы аэропорта. «По сути, спор был из-за пустяка, из-за 150 рублей. Именно столько, если брать среднюю стоимость билета в 7 тысяч рублей, в общей цене поездки составляла наценка на топливо, которую устанавливал кольцовский ТЗК. Для человека, который может себе позволить купить билет за 7 тысяч, 150 рублей – не принципиальны. А авиакомпания «Уральские авиалинии», пользуясь случаем, попыталась выговорить льготные условия работы в аэропорту», – утверждает один из собеседников агентства.
Ссылки по теме:
УФАС поддержал стремление «Уральских авиалиний» к монополии на уральском авиарынке >>>
В стремлении к объективности свердловские антимонопольщики перенесли заседание по кольцовскому топливу >>>
На деле о монопольно высокой цене авиакеросина в екатеринбургском аэропорту Кольцово УФАС решило отработать некоторые схемы >>>
Екатеринбург, Елена Васильева
© 2007, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».