РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА
Оздоровление финансовой системы и обеспечение целевого расходования средств в бюджете муниципального образования «Город Екатеринбург»
Финансовая система, в частности бюджет, города Екатеринбурга, отличается крайне низкой степенью прозрачности. Это видно из следующих параметров:
– крайне малый объем самого бюджетного документа,
– несоответствие его бюджетной классификации,
– отсутствие указаний на конкретных бюджетополучателей либо на объекты (например, строительные программы),
– чрезмерно высокая доля статьи «прочие расходы»,
– отсутствие принципа «единой кассы», неоправданное количество внебюджетных фондов (на 01.11.99 – 17 фондов, которыми распоряжается городская и районные администрации),
– неоправданное предоставление районным администрациям права перераспределять средства в рамках уже утвержденного бюджета,
– неоправданно высокая доля неденежных форм исполнения (более 60 процентов за 1999 год) притом, что в городе сосредоточено около 80 процентов оборота денежных средств.
Исходя из изложенного выше, с достаточно высокой долей вероятности можно предположить, что в финансовой системе Екатеринбурга происходит перераспределение денежных средств по непрозрачным каналам. При этом имеется несколько таких каналов, примерно равнозначных или, по крайней мере, сопоставимых по значению.
Действующее законодательство позволяет создать на уровне муниципального образования единую структуру, аккумулирующую муниципальные доходы и сборы. Но такого управления (отдела, комитета и т.д.) до сих пор нет. Однако, подобная централизация имеет две стороны:
– усиление контроля за прохождением бюджетных и внебюджетных средств со стороны того должностного лица, которому такая структура подотчетна,
– увеличение прозрачности такого прохождения и устранение промежуточных инстанций, влияющих на финансовые потоки.
В действительности в структуре муниципального самоуправления есть ряд структур, аккумулирующих муниципальные доходы и другие финансовые потоки.
Землеотводы
Основным таким каналом является распределение землеотводов. Ранее эта функция возлагалась на первого заместителя главы Екатеринбурга А.И. Лужанкова и заместителя главы Екатеринбурга В.Г. Тунгусова. После отставки первого второй значительно усилился. При этом можно предположить, что на первого будет возложена ответственность за те несообразности, которые возникали в ходе выделения землеотводов. Следует отметить, что именно В.Г. Тунгусов выполняет еще с 1995 года функции по распоряжению фондами избирательных кампаний.
Землеотводы позволяют весьма эффективно влиять на субъектов хозяйственной деятельности. Основной механизм таков: выделение землеотвода на относительно короткий срок – от 3 до 5 лет; по истечении срока землеотвод становится недействительным и начинается новый конкурс. Подобные условия настраивают руководителей хозяйствующих субъектов, уже вложивших средства, на лояльное поведение по отношению к администрации МО.
КРТР (Комитет по развитию товарного рынка)
Другим весьма существенным и самостоятельным каналом является Комитет по развитию товарного рынка (бывший городской торговый отдел) с его бессменным председателем В.В. Контеевым. Влияние его также осуществляется сходным образом: торговые точки и заведения общественного питания получают лицензии на срок от года до пяти лет и практически никогда – дольше. Особое значение КРТР обусловлено тем, что этот орган работает исключительно с живыми деньгами.
Органы управления городским имуществом, до недавних пор возглавлявшиеся А.И. Рябцевым, работают, в общем, по той же модели – короткие сроки аренды помещений делают предпринимателей весьма управляемыми.
Горздрав
Отдельно стоит выделить городское управление здравоохранения. При прежнем руководстве, скорее всего, имело место нецелевое расходование средств в крупных масштабах (более 18.000.000 руб. из «Прочих расходов»).
Кроме того, муниципальный заказ на социально значимые препараты проходит, как известно, через фирмы, контролируемые бывшим руководителем этого органа.
Контрольные органы
Средством давления на хозяйствующих субъектов в конкретных ситуациях служат разнообразные контролирующие органы: СЭС, строительный надзор, торговая и трудовая инспекции. Получив соответствующую установку, контролирующие органы, в принципе, могут при комплексной проверке существенно воспрепятствовать работе предприятия.
С другой стороны, функции большинства упомянутых контролирующих органов относятся к сфере органов государственной власти. Так, городская служба санитарно-эпидемиологического надзора входит в структуру Министерства здравоохранения, горторгинспекция, в принципе, может быть подчинена Министерству торговли, питания и услуг, строительный надзор также входит в Министерство строительства и архитектуры.
Внебюджетные фонды
Одним из механизмов перераспределения финансовых потоков являются 16 внебюджетных фондов, из которых на основании законодательства создан только экологический. Именно через них проходит некоторая часть поступлений от аренды городского имущества, платы за землепользование и т.д. Вообще, несоблюдение принципа единой кассы, как показывает мировая практика, используется, прежде всего, для скрытого перераспределения дохода.
ЕМБ (Екатеринбургский муниципальный банк)
Важным элементом описываемой структуры является Екатеринбургский муниципальный банк. Он не только проводит финансовые потоки, но и аккумулирует значительные суммы денег. Например, коммунальные платежи Екатеринбурга. Однако работа с ЕМБ требует особой тщательности в силу того, что банковское сообщество отличается особой солидарностью.
Возможные направления деятельности по оздоровлению финансово-бюджетной системы:
– проверка исполнения бюджета и внебюджетных фондов, вплоть до остановки движения по счетам,
– проверка контрактов по муниципальным заказам на предмет наличия фирм с присутствием деловых интересов муниципальных служащих или аффилированных с КРТР, ЕКУГИ и т.д.,
– восстановление государственной вертикали в деятельности контролирующих органов, основанной на действующем законодательстве,
– перераспределение групп влияния в торговом обороте (например, оптовые рынки особенно «Таганский ряд», КОР). Оптовая торговля связана с землеотводами, многие из которых являются спорными. При установлении легального собственника того или иного предприятия можно вывести финансовые потоки в легальную плоскость.
© 2000, «Регион-Эксперт»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».