AMP18+

Екатеринбург

/

ЧИСЛА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ

Читателям предлагается статья известного в Екатеринбурге специалиста в этой области, принимавшего участие в ряде избирательных кампаний. Автор рассматривает влияние чисел на восприятие человеком политических лозунгов и программ.

Безусловно и общеизвестно широкое применение в практике политического консультирования различных психологических методов и технологий. Мне хотелось бы отметить достаточно активное использование символики чисел во время избирательных кампаний при составлении рекламных материалов.

Нумерология, то есть знание или наука о числах, относится к одной из самых древних наук. Я не буду освещать эзотерические аспекты каббалической космологии и ее позиций в плане интерпретации чисел, поскольку не являюсь сторонником этого направления.

Хотелось бы особо выделить вклад в изучение символики чисел трех великих мыслителей: Пифагора, Зигмунда Фрейда и Карда Густава Юнга.

Пифагор — древнегреческий философ, математик, мистик – полагал, что все существующие числа можно подвести к исходным универсалиям, которыми являются цифры от одного до девяти. Все же остальные числа могут быть получены из них, хотя он отмечал также особую значимость числа 10, символизирующего законченность. Пифагор говорил: «Самое мудрое – число, числу же все подобно».

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, особо выделял числа один, три, семь, как числа более других наделенные энергией либидо – особой жизненной энергией, в том числе и сексуальной.

Карл Густав Юнг и последователи (Роберт А. Джонсон и другие) его аналитической психологии особое значение уделяли архетипической значимости первых пяти чисел, а также числа семь. Одним из аспектов юнгианского подхода в плане анализа мифов, сновидений как проявлений коллективного бессознательного является выделение, подчеркивание информативной значимости чисел, которые являются универсальными символами. Следует отметить, что в своих исследованиях Карл Густав Юнг опирался, в основном, на западную культуру (мифологию), более точно отражающую коллективное бессознательное («душу») жителей Западной Европы.

В данной работе я хотел бы отразить лишь некоторые, наиболее значимые и активно используемые в современном социальном контексте, интерпретации чисел:

– в свете пифагорейской системы (ПС);

– с позиций юнгианского подхода (ЮП);

– с учетом российской мифологии и ментальности (ОРММ).

Рассмотрим значения первых девяти основных чисел.

1 (один). ПС: это число цели, обладает некоторой амбициозностью и агрессивностью. С точки зрения ЮП, число «один» является символом начала, обладает потенцией дальнейшего развития и начальной полнотой. ОРММ: противоречивое, амбивалентное значение, с одной стороны, число один значимо и может управлять множеством, т. е. толпой. См. русское «Один битый двух небитых стоит», «Один волк гоняет овец полк», «Один воин тысячу водит», «Один вор – всему миру разорение», «Один умный десять безумных водит». Но в то же время показано несовершенство этого числа и стремление его к развитию и объединению: «Один в поле не воин», «Один ум хорошо, а два лучше», «Один палец не кулак», «Один хлеб приедлив», «Один как месяц в небе».

2 (два). ПС: поддерживает равновесие и контраст, уравнивает позитивные и негативные качества. ЮП: число «два» является «плохим» символом, так как дуализм препятствует развитию, представляет два разнонаправленные процесса, явления, суммарный эффект которых не приводит к желаемому результату. ОРММ: показана некоторая неуместность и неперспективность этого числа: «Два раза не умирать», «Дважды в год лета не бывает», «Двух зайцев гонять – ни одного не поймать».

3 (три). ПС: неустойчивость, но в то же время гармония, символически выраженная треугольником, представляющим прошлое, настоящее и будущее. ЮП: число «три» выражает нестабильность, затруднения, неполноту, незавершенность этапа, ситуации, эпохи. Это число необходимо, но ненадолго – лишь как символ перехода к стабильности. Последователь К. Г. Юнга – Роберт А. Джонсон – оценивает тенденцию развития человеческого сознания в нашу эпоху как определенный переход от приоритета троичной символики к символике четвертичной. ОРММ: символ единства – силы, защиты, духовности, веры: три богатыря, Святая Троица.

4 (четыре). ПС: устойчивость, прочность. ЮП: число «четыре» – «положительный» символ – целостность, полнота, умиротворение, стабильность, вечность. Юнг рассматрмвал личность человека в аспекте четырех составляющих: мысль, эмоция, интуиция, чувство.

5 (пять). ПС: символизирует риск, но считается самым счастливым и самым непредсказуемым. ЮП: «пять» – вездесущее число, но в тоже время совершенно неуловимое. Человек в течение значительной части своей жизни бессознательно стремится к этому символу, к его желаемому воплощению. Этот символ обладает достаточно мощной, манящей, притягательной энергетической силой, но является в значительной степени иллюзорным, недостижимым для воплощения. ОРММ: с одной стороны, наивысшая оценка в средних и высших учебных заведениях (субъективная и иллюзорная), с другой – «пятое колесо в телеге» (нужно ли оно?).

6 (шесть). Хотя число «шесть» в пифагорейской системе – символ надежности и удачи, но в то же время это число отражает и некоторую негативную символику: либо зловещая цифра темных сил, либо уничижительная «шестерка», прислуживающая сильным мира сего.

7 (семь). ПС: символ тайны. ЮП: число «семь» символизирует высшую стадию пути, универсальное число, обозначающее завершенность (жизни, недели и т. д.). Но, с точки зрения К. Г. Юнга, семь иногда может нести нечто зловещее – семь смертных грехов. С древних времен олицетворяло 7 богов и носило священный смысл (7 дней творения).

Достаточно значимую символическую сущность для российского менталитета представляет число «семь». Вспомним хотя бы некоторые из пословиц, сказок, дат, в которых используется этот символ. «Семь раз отмерь, один раз отрежь», то есть число носит некий защитный, антифобический, антитревожный и в то же время магический смысл: «если отмерим семь раз, то ошибок не будет»; сказка «Волк и семеро козлят», где «великолепная семерка» одержала победу над страшным злым волком; пословица «Семеро одного не ждут», то есть все не могут ждать одного. Таким образом, семь несет в себе символику всеобщности, абсолютности.

Фильм «Семеро смелых» несет некий победный импульс; сказка «Семь Симеонов» – символ братства, единства.

В календарной неделе именно семь дней – завершенность, и в то же время – продолжение следует – начинается новая неделя, то есть стабильность и будущее.

8 (восемь). ПС: надежность, развившаяся до совершенства, равновесие. ОРММ: «Восемь гривен до рубля не хватает» – бессознательное выражение нестабильности, ненадежности, а также бесконечность (форма числа).

9 (девять). ПС: символ успеха, способствует превращению нестабильности в стремление (активность).

Рассмотрим и прокомментируем некоторые примеры использования чисел в политической рекламе во время выборов 1999 года.


Семен Спектор

Текст:

5 плюсов Семена Спектора.

Огромный авторитет в городе и стране.

Искренняя любовь к людям.

Безупречная честность и порядочность.

Опыт руководителя.

Умение требовать и добиваться результатов.

Резюме: действительно, выбранные качества являются абсолютно недостижимыми, некой сверхпривлекательной иллюзией, но в то же время они действительно присущи кандидату. И хотя присущи он ему лишь в определенной степени, опровергнуть или опротестовать их практически невозможно.

Данный случай – пример действия комбинированной рекламы, состоящей из комплиментарного сочетания и универсальных слоганов с вездесущим числом «пять», что в большей степени оказывает влияние на коллективное бессознательное электората, нежели на его сознательную сферу, поскольку совпадает с глубинной потребностью человека стремиться к совершенству.

Текст:

4 правила Семена Спектора.

1. Порядочность. Порядочность – это порядок.

2. Доброта. Доброты не бывает много.

3. Вера в людей. Верь людям, и они поверят в тебя.

4. Честность. Честность – лучшая политика.

Резюме: приведен пример удачного соединения стабильной, целостной, реальной символики числа «четыре» с достаточно реальными, стабильными (не требующими развития, уже имеющимися качествами кандидата). В данном случае четыре выделенных качества в большей степени воспринимаются сознательной частью психики человека (наиболее стабильной) и требуют некоторой критической оценки. Пояснения же к ним – безапелляционные аксиомы (лозунги), направленные на бессознательное восприятие (принятие на веру).


Игорь Ковпак

Текст рекламного буклета:

Мой девиз: добиваться реальных результатов.

Создать уральскую фракцию в думе.

Поднять отечественные предприятия.

Обеспечить социальные гарантии пожилым.

Обеспечить личную безопасность граждан.

Молодым – условия для образования и работы.

Резюме: если в предыдущем примере 5 универсальных качеств были преподнесены как уже присущие кандидату, реально существующие, то в данном случае (учитывая достаточно молодой возраст, энергичность и успешность кандидата) показаны некие реальные энергетические потенциалы, возможности достижения некоего идеального результата (как для молодых, так и для пожилых).

Александр Бурков

Тексты программы:

Семь ударов по системе.

Повернуть вспять «черный передел».

«Меч закона» на защиту простых людей.

Обуздать мафию, лишив ее основных источников сверхприбыли.

Дать смысл жизни молодым.

Вернуть долги селянам. Обеспечить селу всестороннюю поддержку городов и градообразующих предприятий.

Связать нить поколений. Обратимся к опыту стариков. Привлечь испытанные кадры к работе по преодолению кризиса.

Защитим защитника.

Резюме: показано сочетание слов, выражающих как силу и агрессию по отношению к злу (повернуть, обуздать, связать, «меч законов и ударов»), так и слов достаточно миролюбивых, дающих смысл жизни, возвращающих, восстанавливающих справедливость, обеспечивающих поддержку и защиту нашему народу.

В данном случае использован механизм расщепления, разделения окружающей нас действительности, как реальной, так и мифологической, на злую (мафия, черный передел) и добрую – это мы, люди, человеки, личности, электорат. Таким образом включается механизм объединения собственного «я» с множеством других, таких же добрых и хороших, что вызывает ощущение защищенности и силы (особенно в сочетании с направленными против зла агрессивными слоганами).

Число «семь» еще больше подчеркивает защищенность, так как несет в себе:

1) «безошибочный», антифобический смысл;

2) универсальный смысл (семь=все);

3) универсальную завершенность (победа будет за нами, враг будет уничтожен);

4) священный смысл – апеллирует к вере.


Избирательный блок «Мир. Труд. Май»

Текст из программы

1) увеличить заработную плату трудящимся;

2) пенсии увеличить до прожиточного минимума;

3) запретить задержку заработной платы

4) узаконить рабочий контроль над распределением денег на предприятиях;

5) обеспечить реальную независимость профсоюзам;

6) возродить гласный общественный контроль над действиями чиновников;

7) возродить государственный закуп сельхозпродукции;

8) вернуть пенсионерам деньги.

Совершенно очевидно, что в данной рекламе используются менее агрессивные, но недостаточно конкретные лозунги: возрождать, обеспечивать, узаконивать можно до бесконечности (символика числа восемь).


«Единство»

Хотелось бы также остановиться на нумерологических аспектах победы межрегионального движения «Единство» («Медведь»).

В общественном сознании это движение было представлено прежде всего тройкой лидеров – символ временной нестабильности, единства и силы («три богатыря»), веры в грядущие изменения. Символика числа «три» действительно способна магнетизировать общество. Надо обратить внимание и на тот факт, что первая тройка «Единства» постоянно раскручивалась именно как тройка.

С другой стороны, показано удачное сочетание с №14 в избирательном бюллетене. В соответствии с нумерологической технологией Пифагора, можно привести это число к изначальным универсальным числам: 14: 1+4=5. Таким образом, мы вновь видим число пять с характеризующей его мощной, манящей энергетической силой.

* * *

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что использование символики чисел в политической рекламе не является единственным фактором, определяющим исход политической кампании. Тем не менее, в сочетании с другими рекламными технологиями, числа оказывают определенное влияние на политический выбор современного человека.

© 2000, «Регион-Эксперт», Игорь ВОЗИЛКИН

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,