AMP18+

Екатеринбург

/

ВЫБОРЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ

При этом, безусловно, на первом месте стоят выборы президента. Все остальные выборы – в Областную думу, в Палату представителей Законодательного собрания, выборы глав муниципальных образований – послушным караваном следуют за президентскими, пытаясь по мере возможности встроиться в федеральную повестку дня.

В Свердловской области обилие выборов привело к тому, что и на местном уровне произошло разделение на приоритетные и вторичные по важности выборы. И, как ни странно, выборы в Областную думу оказались далеко не самыми важными.

Это является кардинальным отличием от прошлой выборной кампании в Законодательное собрание – тогда выборы в Палату представителей казались более второстепенными и были заслонены выборами в нижнюю палату парламента. Именно на этой арене и разыгрывались нешуточные страсти – все, затаив дыхание, следили за тем, списки каких движений смогут получить большинство голосов и использовать положение в областном парламенте в интересах своего движения.

Сегодня как избирателям, так и политикам более интересны выборы в верхнюю палату парламента. Возможно, свое влияние оказали те же президентские выборы, более ориентированные на конкретную персону, нежели на какую-либо партию.

На федеральном уровне происходит сравнение нескольких личностей, соревнование конкретных политиков, которые, возможно, и ассоциируются с определенной партией, но больше интересуют избирателя как отдельные субъекты политики.

Все избиратели уже знают, что Григорий Явлинский несколько зануден, Геннадий Зюганов слишком хорошо живет для коммуниста, за шумливостью Владимира Жириновского стоит лояльность к любому демократическому правительству и т.д.

Что касается персоналий на местном уровне, то здесь тоже произошли существенные изменения – пришедшие несколько лет назад в Областную думу практически неизвестные политики, вроде Мерзляковой или Анфалова, сумели за время работы Думы на различных популистских скандалах и «принципиальных» срывах заседания заработать себе некоторую известность. Именно поэтому многие экс-депутаты Областной думы идут уже помимо списка в тот же орган и в Палату представителей по областным округам. Получается, что депутаты не зря потратили отпущенное им на работу время: они расширили свою стартовую площадку, утоптали и утрамбовали ее для более значительного взлета – уже в ППЗС, и на четыре, а не на два года.

Подмена интереса к партиям и движениям интересом к персонам связан не только с тем, что конкретная личность имеет больше возможностей привлечь к себе внимание или же устроить скандал. Есть и другие, не связанные собственно с психологией, причины. Например, полная нивелировка такого понятия, как «программа движения».

Возможно, сказывается отсутствие фантазии местных политиков, но и на федеральном уровне с программами партий и движений дела обстоят не лучше. То, что предлагалось на выборах в Государственную думу разными партиями, то, что предлагают сегодня все местные движения, можно назвать списком популистских заявлений, причем сходство этих списков даже у диаметрально противоположных партий составляет процентов 80-90. Различия сводятся к собственно идентификационной части. То есть все как один обещают: во-первых, погасить долги по зарплате, во-вторых, по социальным пособиям, в-третьих, поднять промышленность, а вслед за ней и уровень жизни населения, ну, и дальше уже следует местный колорит – провести газопровод, залатать дырки в водопроводах, украсить город (область, горнозаводской Урал и пр.).

Свою роль в потере интереса к блокам и движениям сыграло и всеобщее объединение наших политиков под флагами Владимира Путина. Безусловно, причиной этого стала привлекательность его как политика, но немалую роль в «присоединении» сыграла и страсть местных политиков к конъюнктуре, старание хоть что-то урвать от существующего положения для себя. Собственно, большинство из них совершенно не интересуется тем, что принесет за собой избрание Путина в будущем: им важно, какие дивиденды можно получить с этого сегодня. Именно результатом такого абсурдного чинопочитания и стало появление «Блока в поддержку Владимира (Захаровича) Путина». Эта циничная технология оказалась просто доведенной до абсурда логикой большинства местных «присоединенцев» из всех уровней власти. И возможно, если бы блок не был снят с участия в выборах, он смог бы неплохо заработать только на своем «бренде». Никакой программы у блока нет, но в этом случае она и не нужна.

Снижение интереса электората к выборам в Областную думу может также объясняться тем, что работа фракций в парламенте не сильно повиляла на изменение раскладов между областными политическими движениями. Не смотря на радость НД-НГ, получившего на прошлых выборах большинство в областном парламенте, положение их лидера Чернецкого за прошедшее время не только не укрепилось, но и стало еще более шатким, в то время как положение Росселя осталось прежним и даже укрепилось. Оппозиции не удалось много оторвать от областной власти, за исключением разве сугубо материальных благ, вроде отвоеванного шантажом обещания областного правительства погасить автобусный кредит. Однако вряд ли сторонники НД-НГ заметно ощутили изменения в уровне своей жизни от присутствия в Думе фракции своей партии в большинстве, вряд ли они стали больше рожать или меньше болеть.

Падение авторитета выборов в Областную думу можно также списать и на депутатов-перебежчиков, вроде Анфалова, которые, попав в Думу под флагами одного движения, за два года сумели несколько раз поменять свою политическую ориентацию. Возможно, такая беспринципность и позволяет лично Анфалову неплохо жить, но об уважении электората, причем даже не к Анфалову лично, а к самому законодательному органу, говорить не приходится.

Надо отметить, что сами субъекты выборных кампаний понимают все вышеперечисленное и все более активно занимаются ведением кампаний в Палату представителей. Например, НД-НГ проводит пресс-конференции, на которых представляет своих депутатов в ППЗС, заключает с избирателями популистские договоры, но по выборам в Областную думу ограничивается наружной рекламой и избитыми телероликами с уже надоевшими героями, которые за это время ничуть не изменились, как и само НД-НГ.

Однако, выборы в Областную думу, несмотря на их явную непопулярность, все же никто не отменял и они состоятся. Каковы на сегодня шансы у тех 13 движений, которые будут участвовать в выборах в нижнюю палату парламента?

Различные социологические опросы дают совершенно разные результаты и показывают совершенно разные картины. Скорее всего, ни один из результатов не является верным. И ни одна социологическая служба не сможет после похвастаться почти стопроцентным попаданием. Связано это не только с недоверием к соцопросам, проявившимся в последнее время. Избирателям было популярно объяснено, что соцопрос – это технология, что подорвало уважение и к серьезным исследованиям. То есть, отвечая на вопросы социологов, респондент изначально говорит неправду, мотивируя это для себя определенными причинами, и говорит то, что ему кажется нужным, а не то, что думает на самом деле.

Вторая причина разнобоя в данных соцопросов – собственно отсутствие единого мнения и предпочтения среди избирателей. Свою роль в этом сыграли внутренние разборки между движениями и партиями, которые породили близнецов, вроде клонированного «Яблока» или двух блоков «правых». Кто из двух «правых» блоков более прав, избирателю разбираться лень – раз не поделили места в списке, значит, руководствовались не идеологией движения, а карьерными интересами – примерно такова логика сегодняшнего избирателя.

Также различие в данных опросов связано с увеличением количества партий и движений, принимающих участие в выборах в Областную думу. Причем среди них есть условно «дуальные пары», которые будут не усиливать, а ослаблять друг друга, например, «Май» и коммунисты.

Безусловными лидерами по-прежнему остаются два движения – «Единство Урала» и «Наш дом – наш город». Есть некие сомнительные шансы у «Мая» и «ГЗУ», однако первое движение, кроме своей голосистости, пока ничего продемонстрировать не смогло и этим уже себя обесценило, а второе стало совсем безголосым, потеряло всякую политическую привлекательность.

Можно предположить, что новый состав Думы не изменится кардинально в плане политических раскладов, но, возможно, станет еще более бесцветным и серым.

Кто займет 14 мест, освободившихся на сегодня, и смогут ли новые депутаты сделать работу Думы не только интересной, но и законотворчески эффективной, мы сможем узнать уже через пару месяцев.

© 2000, «Регион-Эксперт», Наталья ДОРЕНКО

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,