СИНАГОГА НА КОСТЯХ?
Решение градоначальника моментально вызвало отрицательную реакцию у жителей города, поскольку многих горожан возмутило место, выбранное под синагогу, – самый центр города. Здесь находится родильный дом, православное кладбище и Вечный Огонь.
По мнению некоторых представителей городской общественности, синагогу необходимо строить в другом месте. Также сообщалось, что многие общественные организации намерены начать сбор подписей под заявлением протеста против постановления мэра Екатеринбурга.
ВТИХОМОЛКУ
Вот, к примеру, какое мнение высказал помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии митрофорный протоиерей Владимир Зязев:
«Поскольку в нашем городе есть иудеи, то должна быть и синагога. И мы очень рады за всех наших братьев, исповедующих иудаизм, – сказал В. Зязев. – Но можно ли себе представить, чтобы синагога строилась в центре города? Мы просим, нам не дают место, а здесь власти города сами предлагают!
Вспомните, какая шла борьба за строительство православного храма на Уралмаше. Три с половиной года мы не могли начать там стройку! Трижды мы оформляли все необходимые документы, и трижды у нас отбиралось место.
Другой пример. В настоящий момент идет строительство жилых домов в районе Московской горки. Наши архитекторы предлагали включить в план застройки этого района и православный храм. Однако нашлись люди, которые не хотят этого.
Теперь, когда Чернецкий дает добро на строительство синагоги в центре Екатеринбурга, отношение властей к нашим просьбам можно назвать дискриминацией Православной Церкви».
После этих заявлений мэрия поспешила обвинить некоторые СМИ в клевете и даже разжигании национальной розни. Мол, на что только не идут в предвыборных целях. Однако, все оказалось не так просто…
В интервью газете бывший начальник Главного управления архитектуры администрации Екатеринбурга Иван Белянкин отчасти подтвердил эту информацию.
По словам Белянкина, мэрия пока не приняла решения о строительстве синагоги, но проектировка здания (первичный цикл) уже одобрена самим Аркадием Чернецким и главным архитектором Вяткиным. Мэр города обсуждал этот вопрос с руководителем любавичских хасидов Зелигом Ашкенази и поддержал его идею о строительстве синагоги на конкретном земельном участке.
Как утверждает Белянкин, биофизики отрицают наличие захоронений возле Вечного Огня. Однако письменного заключения по этому вопросу в мэрию не предоставлено. Так же биофизики утверждают, что в парке не придется вырубать значительное количество деревьев для строительства здания.
Белянкин считает, что раз окончательное решение до сих пор не принято, то у руководства города еще есть возможность предоставить другой участок в центре города для строительства синагоги – более престижный и подходящий. По мнению бывшего главархитектора, в таком случае религиозные чувства многих людей не были бы задеты.
Также Иван Белянкин заявил, что увидеть документы, подтверждающие решение мэрии начать проектировку, очень сложно, так как в мэрии отпущено распоряжение «с журналистами держать ухо востро».
ОПЯТЬ СЕКТАНТЫ
Естественно, мы не могли не поинтересоваться мнением на сей счет Президента Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области Михаила Оштраха. Как выяснилось из интервью с ним, волнующий всех землеотвод за площадью Коммунаров пытаются получить не местные еврейские организации, а созданное недавно в Екатеринбурге отделение международного фонда Хабад-Любавич и образованная под его эгидой новая иудейская религиозная организация. Всего в Екатеринбурге зарегистрировано 5 иудейских религиозных общин: три, относящиеся к традиционному иудаизму, одна реформистская, и последняя – любавичских хасидов, находящаяся под контролем движения Хабад-Любавич. Есть в России и централизованная иудейская религиозная организация – Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР). В КЕРООР входят общины традиционного и реформированного иудаизма. Любавичские хасиды в КЕРООР не входят, не признают Главного раввина и ему не подчиняются, держатся особняком и пытаются вытеснить традиционный иудаизм из России.
Вот поэтому представители движения Хабад-Любавич в Екатеринбурге, не согласовывая свои действия с местными еврейскими общественными и религиозными объединениями, занялись организацией строительства своей синагоги. Они-то и выбрали для себя из предложенных участков земли тот, что находится за площадью Коммунаров, и уже около года ведут согласование землеотвода. Почему же об этом молчали раньше, возмутился лидер иудейской общины Екатеринбурга.
Действительно, с г-ном Оштрахом нельзя не согласиться. Администрация Екатеринбурга действует в привычном ей стиле: не поинтересовавшись мнением екатеринбуржцев, втихаря принимает более чем странное решение, вызвавшее далеко не однозначную реакцию в обществе. Возможно, сыграла свою роль давняя и, мягко говоря, странная любовь нашей мэрии к всевозможным сектам и секточкам? Ни для кого не секрет, что именно при Аркадии Чернецком в городе расплодились разнокалиберные организации религиозных фанатиков, фактически запрещенные в цивилизованных странах.
По слухам, разрешение на выделение крупного землеотвода в самом центре областного центра было получено отнюдь не за красивые хасидские глаза. В любом случае мэрии придется что-то объяснять горожанам. Вот только что?
© 2000, «Уральская жизнь», Александр ЗИМИН
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».