РОССИЙСКИЕ СЕТЕВЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Предлагаемый ниже текст написан редактором проекта lenta.urfo.org и представляет взгляд на проблему изнутри.
Проблема влияния СМИ того или иного рода на общественное мнение широко обсуждалась и обсуждается как в связи с выборами, так и в связи с непрекращающимися информационными войнами между промышленно-финансовыми группировками. До недавнего времени наиболее влиятельными считались печатные и электронные средства массовой информации. Электронные СМИ ценились за оперативную подачу материала, печатные – за возможность публикации различных точек зрения на проблему. Играли свою роль и некоторые другие факторы.
В результате многочисленных переделов российского информационного поля (которые, впрочем, продолжаются и по сей день), установилось некое равновесие, сместить которое можно лишь путем серьезных финансовых вливаний. Однако медиа-магнаты, искушенные в вопросах формирования общественного мнения, пошли другим путем: путем вложения средств в сетевые СМИ.
Под сетевыми СМИ здесь и далее понимаются средства массовой информации (газеты, ленты новостей), которые существуют исключительно в сети Интернет и не являются электронными версиями печатных изданий.
Необходимо отметить, что влияние сетевых СМИ в России сегодня не идет ни в какое сравнение с влиянием сетевых СМИ на Западе, прежде всего, по той причине, что в Россию Интернет пришел сравнительно недавно, и доступ к нему есть у относительно небольшого количества людей. В то же время тенденция к снижению стоимости услуг провайдеров имеет место и в нашей стране, и, по прогнозам специалистов, через несколько лет Интернет будет доступен большинству желающих. В связи с этим оказываются целесообразными вложения в Интернет как в средство формирования информационного поля и, в частности, в сетевые СМИ.
Здесь необходимо отметить некоторые особенности онлайновых средств массовой информации и отличия их от традиционных СМИ.
Если говорить об электронных СМИ, то оценить влияние, скажем, телекомпаний на сознание аудитории можно лишь путем соцопросов. Да и то данные в этом случае получаются весьма приблизительными, так как не известно, что предпочитает смотреть зритель на исследуемом канале – новостные программы, во время которых в сознание и внедряется необходимая владельцу канала идеология, или развлекательные программы и фильмы.
Поэтому расценки на телевизионную рекламу на различных каналах если и отличаются, то в пределах одного и того же порядка. Причем стоимость телевизионной рекламы достаточно высока. Но именно этот факт позволяет содержать каналы и делает электронные средства массовой информации источником дохода для владельца.
Оценить влияние печатных СМИ в этом отношении гораздо легче – имеется такой показатель, как тираж. И исходя из этих данных рассчитывается и стоимость рекламы в каждом издании. Но в то же время нельзя забывать, что сделать такое издание прибыльным – задача крайне сложная. Это подтверждается хотя бы тем фактом, что из нескольких тысяч зарегистрированных в России печатных изданий окупает себя или приносит прибыль лишь около трехсот. Кроме того, специалисты отмечают, что в настоящее время рынок печатных СМИ настолько насыщен, что «раскрутка» какого-то нового издания требует настолько больших вложений и времени, что вероятность сделать СМИ прибыльным делается очень небольшой.
Именно обилие СМИ в настоящее время является причиной депрессии на этом рынке. Это проявляется в возникновении большого числа телеканалов и газет. В результате уменьшается аудитория каждого средства массовой информации, а следовательно, и влияние каждого СМИ на общественное сознание. Причем такая тенденция имеет место как в Москве, так и на периферии. Типичным примером может служить Екатеринбург, где работает более десяти местных телевизионных каналов, не меньшее количество газет и пять информационных агентств.
Проблему влияния на общественное сознание, однако, можно решать двумя способами. Первый – влияние непосредственно на аудиторию. Таким путем идут традиционные СМИ – газеты и телевидение. Второй способ – это воздействие на руководство различных медиа-групп, формирование определенного мировоззрения у таких групп и, в конечном счете, влияние через руководства СМИ на широкую аудиторию.
В настоящее время имеется и реальная возможность для этого – сетевые средства массовой информации. Сегодняшний недостаток российского Интернета – доступ к нему относительно ограниченного круга людей, в этом отношении является преимуществом для медиа-магнатов. Прежде всего потому, что аудитория сетевых средств массовой информации, как показывают исследования, это люди, которые не имеют времени для чтения газет или для просмотра в определенное время телевизионных новостей. Это люди, для которых идеальным вариантом является получение информации прямо на рабочем месте и как можно более оперативно. Это такие люди, как офисные служащие, менеджеры, сотрудники традиционных СМИ (редакторы газет, журналов, новостных программ, журналисты), директора предприятий, научные работники, чиновники и некоторые другие категории людей. Одним словом, сегодня доступ в Интернет (а значит, и к сетевым СМИ) имеет слой общества, отвечающий за принятие решений в той или иной сфере и ответственный за осуществление этих решений.
Уже сегодня можно привести достаточное количество примеров, когда печатные издания и электронные средства массовой информации попадают в своеобразную зависимость от сетевых СМИ. В этом отношении стоит упомянуть Агентство Политических Новостей (http://www.apn.ru) и проект Lenta.Ru (http://www.lenta.ru). Ссылки на Агентство Политических Новостей достаточно часто появляются в СМИ общефедерального масштаба, а Lenta.Ru с некоторых пор выступает в роли своеобразного информационного агентства.
Не стоит думать, что в «зависимость» от сетевых конкурентов (или коллег?) попадают лишь СМИ общенационального масштаба. Интернет оказывает свое влияние и на провинциальные СМИ. Так, с некоторых пор старейшая газета Свердловской области «Уральский рабочий» обильно цитирует информацию из вышеупомянутых сетевых СМИ. Здесь следует напомнить, что большинство сетевых СМИ были разработаны Фондом Эффективной Политики (http://www.fep.ru) политтехнолога Глеба Павловского. Таким образом, «Уральский Рабочий» по своей воле стал проводником идей Павловского на Урале.
Характерные черты сетевых СМИ
Первая и наиболее характерная черта – оперативность. Сетевые СМИ на сегодня – это самые оперативные средства массовой информации, так как информация в них может появляться буквально через несколько минут после события. Этим они выгодно отличаются от печатных изданий, которые, даже в случае ежедневного выхода, будут запаздывать с подачей информации как минимум на сутки, и от телевидения, так как новостные программы на телеканалах выходят лишь в определенное время.
А если говорить о провинциальных сетевых СМИ (которых пока что крайне мало), то у них есть одна особенность, которую можно охарактеризовать как «оперативное формирование мнения столичных элит о событиях в провинции».
Другая характерная черта сетевых средств массовой информации – их относительная дороговизна. Как отмечал на прошедшем несколько дней назад в Москве форуме «Развитие сетевых СМИ» главный редактор газеты «Утро» (http://www.utro.ru) Михаил Гуревич, в среднем стоимость сетевого издания составляет порядка 100 тыс. долларов «подъемных» (включая аренду линий, серверов и рекламную кампанию) и ежемесячно обходится в 50 тыс. долларов. Не стоит, однако, забывать, что стоимость столичных сетевых СМИ несколько выше, чем провинциальных. Впрочем, точные расценки на сетевые СМИ в провинции известны лишь веб-студиям, которые занимаются подобными проектами.
В любом случае, сетевые СМИ обходятся несколько дешевле, чем печатные и электронные, но пока что сетевые продукты в подавляющем большинстве не могут окупить себя, и позволить себе содержать такие проекты могут или политические структуры, или медиа-магнаты, работающие «на перспективу». Сегодня специалисты отмечают, что именно в настоящий момент происходит «раскрутка» сетевых СМИ. И стоимость таких интернет-изданий с увеличением количества пользователей Интернет будет возрастать. Возрастет и стоимость рекламы в онлайновых СМИ.
Сетевые СМИ в России и на Урале
Как уже упоминалось выше, рынок российских сетевых СМИ пока что не насыщен. В настоящее время этих СМИ настолько мало, что влияние на аудиторию делят между собой несколько интернет-газет и новостных проектов. Из наиболее известных интернет-газет можно упомянуть Vesti.Ru (http://www.vesti.ru), Gazeta.Ru (http://www.gazeta.ru), Utro.Ru (http://www.utro.ru). Кроме того, можно упомянуть проект группы «Plaza» Умара Джабраилова Obozrenie.Ru (http://www.obozrenie.ru).
Пожалуй, самые популярные агентства новостей в Интернете – это уже упомянутые Агентство Политических Новостей (http://www.apn.ru) и Lenta.Ru (http://www.lenta.ru).
Из уральских сетевых СМИ можно упомянуть проект Lenta.urfo.org (http://www.nr2.ru/aen/?) и PR.Uralonline (http://pr.uralonline.ru). При этом проект Lenta.urfo.org ориентируется на новости из практически всех субъектов федерации и использует материалы информационных агентств или прочих СМИ. В то же время PR.Uralonline ограничивается публикациями пресс-релизов различных структур Екатеринбурга и Свердловской области.
Сегодня разработкой новостных интернет-проектов в Екатеринбурге занимается веб-студия urfo.org (http://www.nr2.ru/?), которой и была разработана, в частности, Lenta.urfo.org. Не исключено, что в ближайшее время эта студия запустит несколько других новостных проектов, в том числе и первую на Урале полноценную электронную газету.
© 2000, «Регион-Эксперт», Денис ТОКАРСКИЙ
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».