СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: 9 МЕСЯЦЕВ БЕЗ ИДЕОЛОГИИ
По общему мнению, губернатор Эдуард Россель смог победить на прошлогодних выборах благодаря наличию четкой идеологии, основывающейся на трех базовых принципах: развитие промышленности области, создание благоприятных условий для финансового капитала, ориентированного на промышленность, и равноправное сотрудничество с федеральным центром. Поддержка губернатора движением «Преображение Урала», имевшим авторитет у части элит и населения, также способствовала консолидации вокруг Эдуарда Росселя наиболее влиятельных сил области.
Основной чертой, характеризовавшей постоянное идеологическое лидерство Эдуарда Росселя на протяжении всей кампании, являлось политическое новаторство, основанное на знании реальных механизмов и принципов существования российской экономики и политики. Но сразу после победы в губернаторской гонке идеологическое обеспечение всех побед Эдуарда Росселя фактически рассыпалось на несколько течений, которые сами по себе в принципе являлись не стратегическими и даже не тактическими, а ситуативными.
В результате фактически была провалена кампания по выборам мэра Екатеринбурга, когда три серьезных и уважаемых политика стали участниками сложной и запутанной предвыборной комбинации, основанной не на идеологии, а на неэффективной идее противостояния. При этом Белый Дом не смог выставить единого кандидата, и, несмотря на поддержку губернатора, никто не смог составить реальной конкуренции действующему мэру Екатеринбурга, который, в свою очередь, активно использовал риторику и технологии своего недавнего оппонента. В итоге все кандидаты в мэры, выставленные областными властями, фактически ушли из политики: Игорь Ковпак проиграл все последующие выборы, Юрий Брусницын вообще уехал из области, а Семен Спектор больше не участвует в таких политизированных процессах.
Эдуард Россель, бесспорно один из самых серьезных региональных лидеров страны, стал постепенно отходить на второй план благодаря «усилиям» чиновников Белого Дома, которые стремились попасть в федеральную струю, приняв участие в создании предвыборного блока, а затем и партии «Единство». Губернатор фактически принес в жертву и свои идеи, и свою самостоятельность, и свое движение «Преображение Урала», с которым был вместе в течение нескольких лет. Глава области стал постепенно теряться на фоне постоянно рождающихся «федеральных инициатив» своих подчиненных.
Тихая борьба за право руководить региональным отделением «Единства», запутанная для непосвященного история о том, куда какое «Единство» относится, чем «Единство Урала» отличается от местного отделения регионального «Единства», почему «Преображение Урала» входило в «Единство», а потом осталось «Преображением», в итоге привели крупное региональное объединение к краху идеологии и потере своего лица и ярких персоналий. При этом одним из основополагающих положений являлась безоговорочная поддержка любых инициатив, исходящих из Кремля.
Следующим поражением стали невыразительные выборы в Законодательное собрание Свердловской области. «Победившая» партия, «Единство Урала», не смогла ни провести своего спикера, ни даже получить поддержку значительной части депутатов.
В результате вся идеология Белого Дома практически слилась с идеологией лидеров крупных муниципальных образований в гонке «Кто больше других поддерживает Владимира Путина». При этом областные идеологи так и не ответили, чем же поддержка Владимира Путина со стороны Белого Дома принципиально отличается от планово-деструктивной поддержки бывших региональных лидеров «Отечества» и иных.
Если раньше свердловский Белый Дом мог сам диктовать повестку дня, то теперь он спонтанно реагировал на импульсы, исходящие из Кремля, многие из которых были сознательно противоречивыми и использовались для проверки рефлексии региональных элит на потенциально грядущие изменения.
Горячо поддержанная и одобренная идея генерал-губернаторства, которая, с одной стороны, во время выборов конкретизировала мысль об усилении «вертикали власти», а с другой, готовила общественное мнение к изменению системы управления, вылилась в серьезные ограничения власти губернаторов на местах. Одно из стратегических направлений избирательной кампании, одна из центральных идей – об усилении роли государства – принятая и элитами, и народом, без участия губернаторов была трансформирована в реальный управленческий механизм, неподвластный никому, кроме Кремля.
Одновременно с постепенным продвижением к ослаблению власти губернаторов Кремль предложил всем чиновникам среднего звена перейти от участия в региональных партиях власти к единой партии власти России. Для многих это стало реальным шансом быть замеченным «наверху» и пробиться дальше по служебной лестнице.
Однако «энтузиазм масс» прогнозируемо был ограничен количеством портфелей в руководящих структурах партии нового типа и количеством различных федеральных политиков «старой волны», нуждающихся в тихом спокойном президиуме на несколько лет до окончательной пенсии. «Игры на свежем московском воздухе» свелись к тому, что элиты обсуждали, в каком ряду удастся посидеть на съезде, как месяцем раньше обсуждалось, в каком зале можно было постоять на инаугурации президента.
Федеральный расклад явно отличался от желания региональных политиков войти в высшие органы партии «Медведей». Но ведь «Единство» как федеральная партия создается в том числе и для того, чтобы заручиться поддержкой региональных чиновников и части предпринимательского корпуса в борьбе с их же губернаторами.
Более того, представительная делегация властного истеблишмента области, во главе с целым вице-премьером, оказалась в одном потоке с теми, чье присутствие на съезде позволило официальному рупору власти Сергею Доренко без обиняков назвать все происходящее «политическим пылесосом».
И многие региональные политики, взаимодействующие с Кремлем, но не участвовавшие в съезде, оказались в более выигрышном положении. Владимир Путин не втягивает их в противостояние с губернаторами, а обещает им свою поддержку. А вот кого поддержит потом президент – вопрос открытый. И мэры крупных городов мудро ждут, чем все кончится. Ведь именно они в числе первых кандидатов на роль назначенных губернаторов в своем регионе. А в Белом Доме продолжают готовить пакет документов по снятию Аркадия Чернецкого.
С потерей идеологии изменился и климат внутри самого правительства. Если раньше все областные министры были объединены вокруг фигуры губернатора, то уже сейчас в Белом Доме появились явно противостоящие друг другу политические группировки. Еще до Нового года невозможно было даже предположить, что официально-неофициальная газета правительства «Вечерние Ведомости», курируемая лично вице-премьером Александром Коберниченко, опубликует серию статей, так или иначе направленных против министра госимущества и лидера «Преображения Урала» Вениамина Голубицкого, вице-премьера Николая Данилова, главы Пенсионного фонда Сергея Дубинкина и вице-премьера Семена Спектора, причем в последнем случае объектом критики стала областная программа «Доступные лекарства», находящаяся под личным контролем губернатора Эдуарда Росселя.
Отсутствие позитивной идеологии заставляет искать любых противников, победа над которыми дает ощущение собственной нужности и значимости. Бой с тенью невозможен, если нет боксера, отбрасывающего эту тень. И параллельно с Аркадием Чернецким в качестве врага последовательно предлагались Евгений Зяблицев, «Отечество», Антон Баков и «Май», Павел Федулев.
Но сейчас явного противника на политическом горизонте нет. И нет никого, против кого можно дружить. Поэтому латентно готовится почва для создания образа врага в лице полпреда Петра Латышева.
На федеральном уровне уже обсуждается факт передачи Эдуардом Росселем (или от его имени) на экспертизу на предмет соответствия Конституции РФ законопроектов, предложенных Владимиром Путиным. По сути, правильная инициатива вскоре может стать поводом для натянутых отношений с центром, поскольку ситуация вышла из-под контроля.
Накануне серьезных изменений в государственном устройстве России и региональной политике государства Свердловская область оказалась без какой-либо идеологии своего дальнейшего развития.
В этом отношении выборы в городскую Думу являются квинтэссенцией политики областных идеологов. Уже всем понятно, что при условии сохранения прежней системы областной власти на выборах в городскую Думу фактически решается вопрос о том, кто станет следующим губернатором. Получив опять послушную и подконтрольную городскую Думу, Аркадий Чернецкий становится «кандидатом номер один» на пост губернатора, и о преемственности власти в области можно будет просто забыть.
Тем не менее от имени Белого Дома кампания ведется по остаточному принципу – невнятные кандидаты, отсутствие единого идеологического центра, скромные бюджеты кампаний, решение своих проблем – все это после оглашения результатов выборов может привести к тому, что политическая инициатива, как и идеология, ускользнет из рук областных властей.
© 2000, «Регион-Эксперт», Евгений ЛУБЯНОЙ
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».