ПОЛИТИКИ, СМИРНО!
Понятно, что кризис неизвестно откуда не берется. И в нашем случае причин и предпосылок несколько. Во-первых, многие удачливые консультанты первой волны отошли от личного участия в выборных кампаниях (заелись). Вместо них «черновую» работу делают «ученики» или просто случайные люди. Ни к чему хорошему это, понятное дело, не приводит.
Во-вторых, что, кстати, гораздо важнее, изменилась ситуация в самом обществе. Сегодня усилия одного консультанта (и даже целой команды) уже не могут переломить ход кампании, даже на уровне выборов в городскую Думу.
С другой стороны, эффективность многопрофильных и чрезвычайно гибких медиа- и оргструктур, способных решать вопросы различной сложности, очевидна.
Вспомните хотя бы выборы губернатора Свердловской области в прошлом году. Общепризнано, что победа Эдуарда Росселя сначала в первом, а потом и во втором туре стала возможна благодаря правильно простроенной работе в информационном поле (со средствами массовой информации), где Россель был лидером в течение всего хода кампании.
Залогом победы стал сплоченный, мощный медиа-холдинг, созданный на основании ряда ведущих СМИ области. Именно в этом команда Росселя и опередила команды своих оппонентов. В выборах приняли участие самые известные консультанты. Однако идеи так и остались бы идеями, если бы не были воплощены в жизнь.
На фоне эффективной медиа-работы команды Росселя любопытно выглядит деятельность многочисленных проводящих структур на местах и в центре, затратная, а иногда и просто вредная. А отсутствие единой проводящей структуры обернулось огромными суммами, потраченными впустую и множеством накладок, сопровождавших всю кампанию.
Вывод из этого можно сделать лишь один: пришло время тотальных кампаний. Яркое подтверждение такого утверждения – опыт думской кампании «Единства», когда эффективная медиа-машина проложила «Единству» путь к фактической победе. Еще более убедительно выглядит кампания Владимира Путина. Ее вообще можно отнести к классике кампаний нового типа.
На фоне этих весьма убедительных примеров частнопрактикующие консалтеры выглядят как-то бледновато.
И это опять-таки объясняется просто. Во-первых, возможности консультанта ограничены генерированием идей и комбинированием различных методик в интересах одной конкретной кампании. Во-вторых, бойцы уж не те: замкнулись в своей своеобразной тусовке, оторвались от реальной жизни. Так, на последних выборах в городскую Думу большинство консультантов было уверено: явка будет, выборы состоятся. В итоге – грандиозный провал.
Ориентируясь на прошлый опыт, который устаревает гораздо быстрее, чем принято думать, технологи продолжают верить в эффективность правильно написанной листовки, эффектного слогана, вовремя расклеенного плаката и не желают понимать, что даже самая гениальная листовка не сможет ничего сделать, хотя бы потому, что потонет в общей массе агитационной продукции, объемы которой растут от выборов к выборам.
Частнопрактикующие консалтеры, даже те, кто раньше считался «лучшими по профессии», проигрывают кампанию за кампанией. Любопытно в этом смысле слушать рассуждения самих консультантов на тему: «мы-то выиграли, просто выборы не состоялись». Что это, если не яркий пример все той же клановой замкнутости? Ведь избирательное законодательство не содержит никаких иных положительных результатов для участников выборов, кроме как получение депутатского мандата. Все остальное – попытки неудачливых консультантов оправдать свое неумение работать.
Сегодня, когда в России наступило время перманентных выборов (всюду избирают губернаторов, областные органы представительной власти, мэров и т.д.), консалтеры объединяются в команды и начинают «кочевать» по регионам. Политическое консультирование становится бизнесом. Пресса, не без участия самих консалтеров, создает миф о сверхдоходах удачливых специалистов по избирательным технологиям и охотно пугает читателя их мнимым влиянием и «чёрными технологиями». В итоге, «танцуют все». Представление о консультанте и консалтинге размыто до беспредела, что, в результате, открывает путь в политическое консультирование огромному количеству людей, которые не имеют ни достаточного опыта, ни даже необходимого минимума теоретических знаний. Апофеозом этого подхода на Урале опять-таки стали выборы городской Думы Екатеринбурга, бесславно проваленные в июне.
Публикуя этот текст, мы прекрасно понимаем, что столкнемся с морем негодования. Но, господа, наш главный судья – это избиратель. Поэтому удачным консалтингом можно считать лишь выигранную кампанию, при- чем выигрыш должен быть не виртуальным (первое место при несостоявшихся выборах), а вполне реальным.
В свое время вопрос о сертификации консалтеров обсуждался в Уральской гильдии политических консультантов. Ни к какому результату дискуссии тогда не привели, что, похоже, и сыграло роковую роль в судьбе и самой гильдии, и всего института политического консультирования. Если бы тогда было принято решение о составлении и последующей публикации объективных рейтингов консультантов, основанных на количестве реально выигранных кампаний, то ситуации провальных выборов 2000 года просто не было бы.
Публикуя эту статью, мы хотим раскрыть глаза неудачливым кандидатам, уже поверившим один раз самозванным консультантам.
В свое время много говорилось о «чёрных технологиях».
Сегодня можно смело сказать: приемы, вселявшие ужас в наблюдателей еще несколько лет назад (подставные кандидаты, «чёрные» листовки), сегодня уже никого не пугают. Естественно, речь идет прежде всего о регионах с высокой электоральной культурой, то есть о тех областях и краях, где технологии активно и в больших количествах применялись все последние годы.
Приходит время тотальных структур и тотальных кампаний. Будущее, как, впрочем, и настоящее – за крупномасштабными информационными войнами. Но не надо думать, что информационные войны возможны только в масштабах страны или региона. Даже выборы в муниципальные органы власти на современном этапе не могут быть выиграны без тщательно спланированной информационной войны, проведенной с учетом новейших разработок в сфере психологии и социологии.
Разница между консалтерами-кустарями и полноценными информационными структурами такая же, как между организаторами подпольных концертов в советские времена и современными продюсерскими фирмами. С каждым годом эта разница будет увеличиваться, доходы и квалифицированность консалтеров, соответственно, будут снижаться. Настоящим профессионалам придется рано или поздно уйти под крыло какой-либо мощной медиа-структуры. Остальные будут вынуждены «переквалифицироваться в управдомы».
Полный текст статьи И. Лившица будет опубликован в ближайшем номере еженедельника «Регион-Эксперт» (подписной индекс 99030).
© 2000, «Уральская жизнь», Илья ЛИВШИЦ
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».