AMP18+

Екатеринбург

/

ГУБЕРНАТОР-2003: КАМПАНИЯ НАЧИНАЕТСЯ

Борис Ельцин показал всей России пример легитимной смены первых лиц государства, может быть, впервые в послемонархической истории России не ставшей началом гражданской войны или тотальной смены всей системы власти.

На региональном уровне «путинский вариант» изучается и анализируется с особым вниманием. Особое значение этот опыт имеет для таких регионов, как Свердловская область, где уже сложилась устойчивая и влиятельная политическая элита и где действующий губернатор избран на последний срок.

Реальность сложившейся во время правления Бориса Ельцина политической системы России – это тесная зависимость чиновничества всех уровней от первого лица. Общеизвестно, что «новая метла по-новому метет», поэтому любая смена власти оборачивается сменой административного аппарата, что отнюдь не идет на пользу экономике. Процесс этот характерен и для верхних эшелонов власти, и для районных администраций. Все помнят, как во время перманентной смены правительств в 1998–1999 годах регулярно менялись лица ответственных работников аппарата правительства. Все знают, что в случае победы на выборах мэра Екатеринбурга альтернативного Чернецкому кандидата уволены были бы все сотрудники администрации, включая уборщиц. То же самое проделал бы и Чернецкий, окажись он вдруг губернатором.

Какие варианты преодоления подобной ситуации можно предложить?

Базовых варианта два. Первый из них можно назвать порочным, второй вариант мы условно назовем «путинским».

Порочный вариант – это бесконечное продление полномочий первого лица. В условиях федерации поведение подобного рода вызывает чувство недоверия и сомнения со стороны центра относительно легитимности подобных процедур. Кроме того, этот вариант возможен только при условии отсутствия какой-либо организованной оппозиции существующей власти.

Для Свердловской области он едва ли возможен, да и не нужен: Эдуард Россель достаточно опытен и мудр, чтобы настаивать на продлении своих полномочий или изменении Устава области в сторону увеличения допустимого числа сроков пребывания губернатора на своем посту. Особенно в сложившихся условиях, когда областная Дума фактически контролируется оппозицией.

Путинский вариант – это заблаговременное определение действующим губернатором кандидатуры своего преемника и постепенное введение в общественное сознание его образа как будущего руководителя области.

Главное условие для реализации этого варианта – наличие в области мощного и авторитетного руководителя, пользующегося уважением как в среде промышленно-административной элиты, так и среди широких слоев населения. Или, во всяком случае, потенциально могущего стать таковым.

Свердловская область имеет мощную, структурированную и эшелонированную политическую элиту. Нынешний губернатор был и остается «политиком №1» не только в области, но и в регионе. Именно на него ориентируются крупнейшие собственники и инвесторы.

Учитывая это, мы можем смело утверждать: для Свердловской области наиболее приемлем и желателен именно «путинский» вариант, то есть избрание на пост губернатора в 2003 году преемника Эдуарда Росселя, который сможет гарантировать элитам области сохранение их позиций.

Проблема 2003 года

Идея о преемнике родилась еще накануне выборов губернатора 1999 года. Наблюдая, как сложно шла та кампания, многие проницательные люди уже тогда начали задумываться о трудностях кампании 2003 года.

Являясь яркой харизматической личностью, Эдуард Россель многократно демонстрировал способность в критические моменты «вытягивать» ситуацию силой личной энергии и обаяния. Кроме того, несомненны и его высокие деловые качества.

Преемник Росселя должен обладать всеми этими качествами в не меньшей степени, чем сам Эдуард Эргартович. Иначе он не сможет консолидировать вокруг себя элиты области. А значит, не сможет победить.

Итак, элита области ждет от Росселя внятного и однозначного указания на преемника. И сейчас уже совершенно ясно, что выбор сделан.

Главным претендентом на пост губернатора Свердловской области летом 2003 года, вероятнее всего, станет нынешний председатель областного правительства – Алексей Воробьев.

Именно он все последние годы осуществляет непосредственное руководство административным аппаратом области и, следовательно, знает ситуацию во всех подробностях.

Тот факт, что Алексей Воробьев занимает пост председателя областного правительства, позволяет как нельзя лучше отработать на Урале «путинский» вариант передачи власти.

Во-первых, не надо будет начинать кампанию с нуля. Уже сейчас Алексей Воробьев достаточно известен свердловчанам, а впереди еще достаточно времени для всесторонней коррекции имиджа, его усиления.

Во-вторых, как и в случае Эдуарда Росселя, в ходе кампании можно будет смело переводить дискуссию из плоскости банального предвыборного популизма в русло конструктивной полемики на фоне конкретных дел.

Когда начнется кампания?

Кампания Алексея Воробьева еще не началась, но вокруг председателя правительства уже формируется команда специалистов, отрабатывающих все возможные варианты дальнейшего развития событий.

Воробьев пока еще не стал публичным политиком, он редко появляется на экране, его выступления невсегда понятны людям, хотя и положительно воспринимаются элитами.

Самое главное достоинство Алексея Воробьева – полное отсутствие антирейтинга. По мнению наблюдателей, это объясняется не только его многолетним пребыванием на «вторых ролях», но и личными качествами Алексея Петровича.

Необходимо учитывать, что области необходима цельная идеология, ясно и недвусмысленно объясняющая свердловчанам, куда и как будет развиваться регион. Идеология промышленного возрождения, созданная после пресловутого «кризиса 1998 года» и развитая в ходе губернаторской кампании 1999 года Эдуардом Росселем, нуждается в модернизации.

Постоянное изменение экономических реалий в масштабах страны не может не отражаться на жизни Свердловской области. Реформы, проводимые Владимиром Путиным, затрагивают интересы элиты области и именно Алексею Воробьеву, сначала при поддержке действующего губернатора, а потом и самостоятельно, предстоит заниматься поддержанием баланса интересов федерального центра и Свердловской области.

До начала полномасштабной кампании еще больше двух лет, а между тем определенные виды на губернаторский пост имеют и некоторые видные представители уральской элиты.

Например, по мнению газеты «Уральская жизнь», в губернаторской гонке может принять участие Андрей Козицын. Называется также имя директора НТМК Сергея Носова.

Андрей Козицын постоянно появляется в СМИ, есть сведения о его попытках создать свой собственный медиа-холдинг. Сергей Носов также присутствует в информационном пространстве области.

Однако реальную конкуренцию Воробьеву они смогут составить лишь в том случае, если им удастся «подсидеть» премьера и возглавить областное правительство. Слухи о возможном назначении Козицына председателем областного правительства ходили еще в прошлом году. По мнению некоторых наблюдателей, их запускали близкие к Козицыну люди.

Другой возможный кандидат на звание преемника Росселя – Виктор Якимов, нынешний спикер Палаты представителей Законодательного собрания области и одновременно мэр Каменск-Уральского. Он обладает рядом достоинств, за его спиной стоит третий по величине город области, у него хорошие отношения с представителями влиятельных финансово-промышленных кругов. Кроме того, он уже занимает достаточно престижный пост в областной иерархии.

Эксперты считают, что Якимов может принять участие в выборах в качестве «третьей силы», после чего будет претендовать на пост председателя правительства в кабинете губернатора Воробьева.

Еще один кандидат в преемники – вице-премьер и председатель Совета «Преображения Урала» Вениамин Голубицкий. Однако, по сведениям из достоверных источников, он будет выдвигаться только в крайнем случае. Если же Воробьев сохранит официальное звание преемника за собой, то Голубицкий, скорее всего, возглавит штаб, а после победы – областное правительство.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: Алексею Воробьеву необходимо постоянно быть готовым к попыткам той или иной части областной элиты сделать ставку на «своего» кандидата, что возможно лишь в случае выдвижения такового на пост областного премьера.

В ряду кандидатов особняком стоит Аркадий Чернецкий, уже объявивший своему окружению о намерении принять участие в губернаторских выборах 2003 года. Его возможности и потенциал были многократно продемонстрированы в ходе последних кампаний. Недооценивать такого серьезного конкурента нельзя.

В то же время Чернецкий будет конкурировать с любым преемником Росселя исключительно на основе критики и в качестве «главного оппозиционера». Опыт выборов губернатора в 1999 году и анализ поведения избирателей на других выборах однозначно свидетельствует: предпочтение пока отдается сильной и эффективной действующей власти.

Что делать?

Главная задача Воробьева – выйти из тени губернатора. С одной стороны, ему будет помогать сам Россель, но это чревато формированием в общественном сознании представления о полной несамостоятельности Воробьева, что негативно скажется на формируемом образе самостоятельного и сильного политика и руководителя.

С другой стороны, оппозиция уже сейчас готовится к войне с будущим губернатором. Методика уже апробирована на федеральном уровне. Все мы помним, как во время думской и президентской кампаний Путину и его сторонникам целенаправленно «шили» близость к «кремлевской семье», не жалея красок для мрачной картины «марионетки-Путина в руках Семьи».

Путину удалось справиться с этим только благодаря слаженной и четкой работе его команды. С самого момента объявления его преемником, Путин начал активно действовать, демонстрируя самостоятельность и умение отвечать за принятые ранее решения. Со своей стороны, пропрезидентские СМИ не давали возможности оппозиции навязать общественности свою повестку дня и свести суть предвыборных дискуссий к выяснению вопроса, является Путин «марионеткой» или нет.

Постоянный контроль над состоянием информационного поля необходим и в условиях области. В силу ряда обстоятельств «медиа-холдинг правительства области», о котором так много писалось и говорилось прошлым летом, практически перестал существовать. Правительство потеряло контроль за информационным пространством и во многих случаях оказалось вынужденным оправдываться и защищаться. Не в пользу Воробьева складывается и ситуация в областной Думе. Поэтому вопрос о выборах Думы в 2002 году уже сейчас необходимо ставить в повестку дня.

Гораздо более близкие выборы – выборы городской Думы Екатеринбурга. Если на них выдвиженцы областного Белого дома вновь провалятся, это будет тяжелый удар по Воробьеву.

Итак, выборы городской Думы Екатеринбурга в декабре 2000 и выборы областной Думы в 2002 году становятся двумя важнейшими вехами на пути к губернаторским выборам 2003 года.

Благоприятный вариант развития ситуации – создание в городской Думе сильной проправительственной фракции в 2000 году и возвращение контроля над областной Думой в 2002 году.

Неблагоприятный вариант – сохранение Чернецким контроля над городом Екатеринбургом и сохранение оппозиции в областной Думе.

Для реализации первого варианта Воробьеву необходимо вплотную заняться формированием действенных медиа- и оргструктур. Существующие на сегодняшний день проводящие структуры – сеть общественных приемных, организации «Единства» и т.д. – полностью себя дискредитировали на последних кампаниях. В оставшиеся до выборов годы необходимо полностью реформировать эти структуры, полностью обновить их кадровый состав.

В настоящее время шансы Алексея Воробьева на победу летом 2003 года (если, конечно, выборы не состоятся раньше – в соответствии с «путинским» вариантом) представляются наблюдателям наиболее предпочтительными. Главное – сохранить эту ситуацию и в дальнейшем. В этом – залог стабильности в регионе, залог сохранения преемственности власти.

© 2000, «Регион-Эксперт», Фёдор КРАШЕНИННИКОВ

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,