AMP18+

Екатеринбург

/

СЕТЕВЫЕ СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ

В силу ряда причин интернет-издания обладают несколькими характерными чертами, которые делают их едва ли не самыми влиятельными средствами массовой информации.


Кризис на рынке СМИ

Несмотря на то, что в России количество людей, пользующихся Интернетом в настоящий момент относительно невелико, в русской Сети достаточно интенсивно развиваются информационные контент-проекты. Причем некоторые специалисты прогнозируют на ближайшее время еще более бурное развитие СМИ такого рода. Обусловлено это прежде всего тем, что с каждым днем влияние традиционных средств массовой информации на общество снижается: появление новых изданий и телеканалов уменьшает аудиторию каждого из них; соответственно, воздействие каждого из этих средств массовой информации на общество уменьшается. Такое положение не может устраивать финансово-промышленные группы, заинтересованные в усилении своего влияния, поэтому вполне естественно, что для решения проблемы влияния был начат поиск СМИ, эффект от работы которых был бы максимальным, а затраты на них – минимальными. Как выяснилось, решить проблему влияния сегодня можно без использования традиционных каналов – газет и телевидения. Новым каналом стали онлайновые средства массовой информации. В силу ряда причин эти СМИ обладают несколькими характерными чертами, которые делают их весьма влиятельными в современном обществе.

Прежде всего, стоит упомянуть относительную дешевизну таких проектов: размещение информации в Сети стоит намного дешевле, чем в газете или на телевидении. Если владельцу газеты или телеканала, помимо авторских гонораров и аренды помещений редакции, необходимо оплачивать печать газеты или лицензию на вещание, то затраты на онлайновые СМИ ограничиваются гонорарным фондом, арендой помещений и оплатой услуг провайдера. Кроме того, штат в информационных контент-проектах гораздо меньше, чем в традиционных изданиях и телепрограммах: как правило, наряду с авторским коллективом в СМИ работает масса обслуживающего персонала, в то время как в онлайновых средствах массовой информации эти люди не востребованы. Третья характерная черта российских сетевых СМИ заключается в том, что в силу относительной дороговизны Интернета доступ к нему имеют далеко не все желающие, а только относительно обеспеченные граждане. Это наиболее «продвинутая», социально активная и зарабатывающая часть аудитории. Другими словами, это интеллектуальная, политическая и деловая элита нашего общества. И именно эти люди оказывают влияние на свое окружение и, в конечном счете, могут создавать информационный фон, который выгоден владельцам сетевых изданий. Таким образом, тот факт, что доступ в Сеть для российских граждан ограничен достаточно высоким входным стандартом потребления, становится не недостатком сетевых СМИ, а едва ли не главным их преимуществом: эти СМИ влияют на элиту, которая, в свою очередь, формирует общественное мнение.

В результате мы имеем дело с ситуацией, когда СМИ, влияющие на 5% населения России (а именно такое количество жителей нашей страны по подсчетам социологов имеет доступ в Интернет), начинают значить ничуть не меньше, чем традиционные каналы информации.

Естественно, что та группировка, которая сможет создать в русском Интернете «информационную иглу» и посадить на нее элиту, в конечном счете и станет оказывать наибольшее влияние на общество.

Еще один плюс онлайновой прессы – анонимность Сети. Если выяснить, кто контролирует определенное издание или канал, можно достаточно просто, то установить хозяина сетевого СМИ, если он этого не хочет, крайне сложно.


Реклама в Сети

Справедливости ради стоит отметить, что газеты и (в большей степени) телеканалы, если не окупаются, то, по крайней мере, возмещают часть расходов на свое существование продажей рекламного времени. При этом количество традиционных СМИ постоянно увеличивается, а рынок рекламы (особенно в регионах) весьма ограничен.

В то же время сегодня приходится констатировать, что интерес рекламодателей к интернет-проектам достаточно низок, так как, по словам некоторых потенциальных инвесторов, до сих пор не исследован региональный и социальный состав российской сетевой аудитории. Однако истинная причина низкого интереса рекламодателей к Сети заключается в том, что в регионах в силу небольшого числа пользователей и, как следствие, низкой посещаемости местных порталов не проводились серьезные исследования того, какой эффект имеет реклама в Интернете. Так что вполне естественно, что на данный момент рекламодатели и рекламные агентства предпочитают не рисковать и давать рекламу в традиционные средства массовой информации.

Между тем специалисты отмечают, что «раскрутка» Интернета как одного из важнейших ресурсов для рекламодателей может дать совершенно неожиданный эффект. По имеющимся данным, сегодня большинство пользователей Сети являются представителями наиболее обеспеченных слоев населения: чтобы стать пользователем Сети необходимо иметь компьютер, модем и, главное, оплачивать доступ в Сеть.


Государство и СМИ

Однако целью создания информационных контент-проектов является отнюдь не получение прибыли. Как и большинство СМИ, онлайновые существуют за счет дотаций, вот только объем этих дотаций для сетевых средств массовой информации гораздо меньше, чем для традиционных.

Сегодня государство оказалось в положении, когда влияние проправительственных СМИ на общество оказалось минимальным. Отсутствие инвестиций в развитие подконтрольных правительству средств массовой информации обернулось тем, что влияние на общество оказывают финансово-промышленные группы, а государственные информационные каналы ввиду отсутствия финансов или проработанной государственной идеологии (а зачастую – и того и другого) все чаще не могут организовать необходимую PR-поддержку акциям государственных структур.

В то же время частные телекомпании, работающие на информационном рынке уже несколько лет, сумели завоевать свою аудиторию и эффективно используют свое влияние. Причем политика частных телекомпаний подчас идет вразрез с интересами государства.

Аудитория сегодня фактически поделена между несколькими финансово-промышленными группами, а государство имеет несколько не самых крупных и далеко не самых популярных медиа-структур, влияние которых на фоне высокооплачиваемых профессионалов из частных СМИ становится все меньше. Стоит оговориться, что речь идет не только об общенациональных СМИ, но и о региональных. Так, вещание Свердловской государственной телерадиокомпании (СГТРК) не так давно было урезано до полутора часов в сутки. В то же время частные телекомпании могут позволить себе организацию и содержание своих сателлитов на местах с едва ли не круглосуточным вещанием. Подобные процессы идут не только в Свердловской области, но и в других регионах.

Можно констатировать, что государство упустило момент и не успело развить свои медиа-структуры. В итоге наибольшее влияние на общество (а, следовательно, и на политику государства) стали оказывать через свои информационные каналы финансово-промышленные группы.

Изменить положение в традиционных СМИ сегодня можно только путем серьезных финансовых влияний или масштабных политических скандалов. Однако вряд ли в этом есть смысл: как уже было сказано выше, в ситуации, когда с каждым днем становится все больше телеканалов и печатных изданий, влияние каждого из них на аудиторию уменьшается. Таким образом, для усиления своего влияния государственным структурам было бы целесообразно включиться в борьбу за сетевую аудиторию и подчинить ее своему влиянию. Сегодня такая возможность еще есть, так как рынок русскоязычных интернет-СМИ так и не насыщен. В то же время популярность уже существующих в Сети СМИ растет и внедрить какое-то новое интернет-издание с каждым днем становится все труднее.

Сегодня можно констатировать, что государственные структуры не делают шагов по захвату виртуального пространства. И если такая политика (точнее ее отсутствие) будет проводиться и в дальнейшем, то борьба за элиту государством будет проиграна и на этом пространстве.


Специализация онлайновых изданий

Одним из подтверждений того, что русский Интернет развивается достаточно интенсивно, может быть специализация российских сетевых СМИ. Несмотря на то, что количество российских сетевых изданий весьма невелико, уже сегодня можно наблюдать процесс занятия ими различных ниш. Наряду с интернет-газетами, освещающими практически все стороны общественной жизни: политику, экономику, спорт, культуру, – появляются СМИ, которые специализируются на какой-то одной из этих сторон. Так, формированием отношения элит к различным реформам в сфере экономики сегодня активно занимается проект НЭП (Новости Экономики и Политики); другие СМИ делают акцент на политической жизни (Агентство Политических Новостей). Еще одна категория специализированных СМИ – региональные онлайновые издания, специализирующиеся на местных новостях. В качестве примеров можно привести тюменскую интернет-газету «Вслух» и проект Lenta.urfo.org, который транслирует новости всего Уральского региона.

Основная тенденция, все чаще прослеживающаяся в нашем обществе – усиление влияние онлайновых изданий на элиты. Соответственно, увеличивается и влияние финансово-промышленных групп, создающих интернет-СМИ. Сегодня можно констатировать, что такие издания не окупают себя, требуют регулярных средств для поддержки и промоушэна. Однако смело можно утверждать, что уже в ближайшем будущем интернет-СМИ станут едва ли не самым мощным инструментом манипуляции в обществе.

© 2000, «Регион-Эксперт», Денис ТОКАРСКИЙ

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,