ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В УРАЛЬСКОМ ИНТЕРНЕТЕ
С окончанием выборов партии и движения тратят крайне мало сил на оповещение избирателей о своей деятельности. При этом основным аргументом, выдвигаемым политиками в оправдание своего бездействия в период между выборами, является дороговизна рекламы в средствах массовой информации. В то же время не раз отмечалось, что использование Интернета в целях поднятия популярности политической партии – едва ли не оптимальный вариант, так как пользователи Сети зачастую являются потенциально лучшими «кадрами», как по интеллектуальному уровню, так и по уровню доходов.
Интернет-проекты, посвященные политической жизни Урала, достигли своего расцвета в период выборов. К настоящему моменту работа таких сайтов, если не остановлена, то сведена к минимуму.
Едва ли не первый политический проект, созданный в уральском Интернете, – проект «Политические партии и движения» (http://politics.e-reliz.ru), выполненный по гранту фонда «Евразия» аналитическим агентством «Релиз».
На данном сайте каждой партии была выделена представительская площадка, на которой присутствовала как статичная информация (реквизиты, программные документы и т.д.), так и интерактивные ресурсы, позволяющие оперативно информировать пользователей о происходящем в организации.
В настоящее время сайт оказался фактически в замороженном состоянии и посещаемость его на данный момент минимальна.
Следует отметить, что особую популярность вышеупомянутому проекту принесли форумы, в которых достаточно интенсивно и на очень высоком теоретическом уровне шло обсуждение политических процессов, происходящих в Свердловской области. В лучшие времена в форумах сайта принимали участие многие политологи, политконсультанты, чиновники и журналисты. Сегодня многие участники дискуссий с «Политических партий и движений» перебрались на форумы сайта информационно-аналитического агентства «Регион-Информ» (http://www.nr2.ru/ekb/?).
Анонимные проекты
Особую нишу занимают анонимные интернет-проекты. В силу того, что установить автора той или иной публикации в Сети, если он этого не желает, весьма проблематично, анонимные ресурсы давно приобрели в России особенную популярность. Связано это прежде всего с тем, что печатные и электронные СМИ могут транслировать любую информацию с сайта, ссылаясь на Интернет как на источник. При этом не важно, насколько достоверны те или иные опубликованные факты.
Одна из первых PR-кампаний с использованием Интернета в России была проведена против красноярского алюминиевого магната Анатолия Быкова. На сайте «Коготь» были опубликованы материалы, компрометирующие этого предпринимателя. Именно с этой публикации началась информационная война в крае, в результате которой Анатолий Быков из влиятельного политика и предпринимателя превратился в подследственного.
После этого случая Интернет стал одним из излюбленных инструментов российских политтехнологов для проведения политических и коммерческих PR-кампаний. Средний Урал не избежал общей участи: в преддверии выборов губернатора в виртуальном пространстве появилось как минимум три сайта, посвященных происходящим в Свердловской области событиям.
«Уральский дефолт»
«Уральский дефолт» стал первым анонимным сайтом на Урале. Сайт (http://uraldefolt.freeservers.com) появился в марте 1999 года, за несколько месяцев до выборов губернатора. Первоначально на нем публиковались материалы, достаточно жестко оценивавшие деятельность Эдуарда Росселя и правительства области. Впоследствии создатели «Уралдефолта» стали размещать материалы, содержащие оперативную информацию о развитии политических процессов в области. Поговаривали даже, что сайт в одно время поменял хозяев, так как крен уже явно обозначался в другую сторону.
«Уральский дефолт» за короткий период стал одним из самых популярных интернет-ресурсов в Екатеринбурге. Многие материалы с сайта были перепечатаны миллионными тиражами в различных газетах и неоднократно цитировались местными тележурналистами в аналитических программах.
В освещении политической жизни области на сайте «Уральский дефолт» особое внимание уделялось кандидатам на пост губернатора. При этом практически все претенденты оценивались негативно. Однако с приближением выборов акценты смещались в сторону контрагитации против оппонентов Росселя; а с определенного периода на «Уральском дефолте» стали появляться материалы, направленные на понижение рейтинга оппонентов действующего губернатора. Наблюдатели окончательно убедились в том, что создатели «Уральского дефолта» симпатизируют Эдуарду Росселю, после того, как на сайте была обнародована информация о коммерческих структурах сына Аркадия Чернецкого (материал был перепечатан газетой «Вечерние Ведомости»), разоблачена технология нагнетания рейтинга Аркадия Чернецкого агентством СИОМ и опубликована серия компьютерных шаржей под названием «прически Чернецкого».
В создании сайта последовательно подозревались оппозиционные силы из окружения екатеринбургского мэра, члены правительства Свердловской области, местные и московские политтехнологи и сотрудники правоохранительных органов. Фактически «Уралдефолт» повторил судьбу сайта «Коготь», став новой и весьма эффективной технологией ведения информационных войн. Авторство сайта так и не установлено.
Любопытно, что осенью 1999 года совершенно аналогичный сайт «Степной синдром» (http://orenburg.freeservers.com), с идентичным дизайном, подходом и методом распространения информации, был запущен в Оренбургской области в преддверии выборов губернатора. Наблюдатели не исключают, что в данном случае действовала та же команда политтехнологов, что принимала участие в разработке «Уральского дефолта».
Анонимные авторы так и не предали огласке название структуры, которая занималась созданием и поддержкой этих сайтов.
«Молодежь против Чернецкого»
Сайт комитета «Молодежь против Чернецкого» (http://mpam.da.ru) также обязан своим появлением участию Аркадия Чернецкого в выборах губернатора.
Несмотря на то, что комитет был достаточно малочисленной организацией, которая существовала всего несколько месяцев, сайт был выдержан в лучших традициях интернет-ресурса политической партии: едва ли не ежедневно происходили обновления, публиковались пресс-релизы, листовки и другие документы.
Своеобразным ноу-хау стало появление на сайте чата, то есть программы, которая позволяет вести диалог в Сети в режиме реального времени для неограниченного количества участников. По информации наблюдателей, появление этой технологии существенно подняло популярность виртуального представительства комитета.
Кстати, в настоящее время политический чат организован на сайте информационно-аналитического агентства «Регион-Информ» (http://www.nr2.ru/ekb/?).
«ВФАК Чернецкого»
Сайт «ВФАК Аркадия Чернецкого» или «Всероссийский ФАн Клуб Аркадия Чернецкого» (http://vfuc.freehosting.net) появился в виртуальном пространстве между выборами губернатора Свердловской области и мэра Екатеринбурга. Авторство сайта не установлено.
Появление этого ресурса многие наблюдатели связывали с предстоящими выборами мэра областного центра. Однако так полагали далеко не все. В настоящий момент существует две основных версии, по которым авторство сайта приписывают различным структурам.
Согласно первой версии, «ВФАК» был создан командой Аркадия Чернецкого в преддверии выборов мэра для оперативного информационного обеспечения всех мероприятий, в которых должен был принять участие глава Екатеринбурга. В пользу этого предположения говорит тот факт, что практически все тексты, опубликованные на ВФАКе, являлись перепечатками из СМИ, подконтрольных мэрии.
Согласно второй версии, сайт был создан одной из группировок внутри правительства области, с целью дискредитации главы Издательского дома «Ведомости» Дмитрия Полянина. Действительно, один из текстов, размещенных на сайте – «Дмитрий Полянин – будущий губернатор Свердловской области» – содержит информацию, компрометирующую владельца «Вечерних Ведомостей» и крупного чиновника. Однако появление этого текста было бы выгодно и чиновникам из мэрии: на протяжении последних двух лет газета «Вечерние Ведомости из Екатеринбурга» регулярно выступала против мэра Екатеринбурга.
Использование Интернета в PR-кампаниях
Сегодня можно констатировать, что Интернет в России развит настолько, что уже в ближайшее время ни одна крупная PR-кампания не сможет обойтись без его использования. Интернет из экзотического развлечения превратился в экономичную и удобную систему коммуникации, необходимую для информационного обеспечения практически любой структуры.
Культура использования Интернета качественно меняется с каждым днем: финансово-промышленные группы, политические партии и прочие структуры, заинтересованные в получении максимального эффекта от своей деятельности, приходят к тому, что необходимо иметь свое представительство в виртуальном пространстве.
Как отмечают специалисты по сетевым ресурсам, наиболее эффективными являются сайты, созданные структурами, которые профессионально подходят как к созданию ресурса, так и к формированию контента. При этом обозреватели Интернет-проектов констатируют, что для создания таких ресурсов необходимо участие в проекте не только специалистов по веб-технологиям, но и опытных профессиональных журналистов. В настоящий момент примером такого сотрудничества является студия urfo.org (http://www.nr2.ru/?), в которую входят специалисты в области веб-дизайна и журналисты-аналитики.
© 2000, Денис ТОКАРСКИЙ, «Регион-Эксперт»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».