«ЦВЕТЫ ЖИЗНИ» В ВЕНЕРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ
– Для детского и подросткового контингента наших пациентов всплеск заражений сифилисом приходится на период летних каникул. Дети в основном предоставлены сами себе, да и время года, когда «и под каждым кустом был готов…», располагает. Хотя койки в палатах молодняка, вкусившего горькие плоды сексуальных утех, не пустеют круглый год.
В 1997 году заболеваемость сифилисом жителей области превысила эпидемиологический порог. Но если тогда зараженными были в основном взрослые, то сегодня неуклонно растет число больных в возрасте 8–14 лет. Причем в подавляющем большинстве это зараженные половым путем.
Вера
Тринадцатилетняя Вера живет в Ревде. Не имеющую постоянной работы одинокую мать-алкоголичку, похоже, мало волнует судьба дочери. Равно, как и педагогов школы, которую она бросила, едва закончив пять классов. Разыскали ее и определили на лечение по показаниям обратившегося к венерологу водителя КАМАЗа. На автобазе, где он работает, девочку пользовал всякий желающий. Сейчас идет проверка прочих возможных контактов.
Анжелика
Ей четырнадцать лет. Ее семья, проживающая в Нижнем Тагиле, считается благополучной: отец – слесарь, мать – бухгалтер, старший брат служит в армии. На его-то проводах в прошлом году ее изнасиловал родной дядя, работающий в коммерческом киоске рядом с их домом. Потом пошло-поехало. Стоило ей выйти на улицу, так называемый родственник уже с друзьями затаскивали ее в киоск, где «расслаблялись» с перепуганной девочкой по полной программе. Она молча сносила все надругательства под угрозой, что, в случае неповиновения, о ее доступности узнают не только родители и одноклассники, но и крутые пацаны из соседних районов. Страх быть разоблаченной погнал ее из родного города в Екатеринбург. Ни родных, ни знакомых здесь не было. «Ночевала на вокзале, несколько дней питалась банановой кожурой», – вспоминает девочка. А потом познакомилась с Ларисой, и когда все ей о себе рассказала, та даже удивилась: «Тут за то же самое, чем ты в своем Тагиле бесплатно занималась, хоть деньги какие-то получишь. И ни в школу, ни родителям дураков нет сообщать». Во время очередного рейда Анжелика была задержана сотрудниками железнодорожного РУВД. При осмотре врачом была выявлена запущенная форма сифилиса.
Славка
Причина, по которой оказался в клинике двенадцатилетний екатеринбуржец Слава, по-своему уникальна. Однажды весенние каникулы совпали с отъездом родителей-коммерсантов в командировку. Мальчика оставили на попечение работающей бабушки. В ту же пору к родственникам из соседнего дома приехала погостить тринадцатилетняя Света. Опустим подробности того, как эта, несмотря на возраст, многоопытная особа затащила в постель Славу. Трагизм ситуации в том, что с началом четверти она благополучно отбыла домой, в город, о названии которого ни Слава, ни привечавшая новую подружку бабушка по своей простоте не полюбопытствовали. Также не удалось выяснить, к кому же из жильцов она приезжала. На прием к дерматовенерологу мальчика привели родители, так до конца и не поверившие в возможность произошедшего.
Мораль?
– Сейчас только патологически ленивый гражданин не поддержит разговор о падении нравственных устоев и о распущенности в молодежной и подростковой среде, – рассуждает руководитель отдела эпидемиологии НИИ, кандидат медицинских наук, Т. Сырнева. – Винят правительство, школу, родителей… Действительно, преобладающая часть наших пациентов-подростков выходит из социально неблагополучных семей, из интернатов и детдомов. Мне доводилось слышать о том, что в каком-то регионе было проведено социологическое исследование, в ходе которого выяснялось, при каких обстоятельствах опрашиваемые начинали половую жизнь. Более восьмидесяти процентов стабильно отвечают, что первый половой контакт у них связан с насилием. Так не мы ли сами виноваты в том, что болезнь, название которой еще десяток лет назад и вслух-то произносить считалось неприличным, приводит на койки венерологического отделения наших детей? Виноваты, делая вид, что не замечаем антисоциального образа жизни соседской семьи, превратившей квартиру в публичный дом; беспечно отпуская несовершеннолетнюю дочь с сомнительной подружкой на ночную дискотеку.
Детский сифилис, приобретенный половым путем, застал врасплох даже видавших виды специалистов-медиков. Не были разработаны даже специфические схемы его лечения.
– В своих исследованиях, разработках мы шли непроторенным, экспериментальным путем, – вспоминает Т. Сырнева. – А ведь последствия этого вензаболевания, перенесенного в подростковом возрасте, на порядок тяжелее, чем у взрослых. Помимо того, что в будущем сегодняшней девочке грозит бесплодие, сифилис поражает центральную нервную и иммунную системы, снижает память, ощутимо сказывается на умственных способностях. Сегодня нами разработаны специальные курсы лечения сифилиса у детей, в зависимости от тяжести и запущенности болезни.
Одна из основных проблем выявления подростковых вензаболеваний состоит в том, что зачастую из-за боязни стать объектом презрения, издевательств со стороны окружающих подростки, обнаружив симптомы болезни, не спешат обращаться к врачу. И хотя больничные койки практически никогда не пустуют, это – лишь надводная часть айсберга, только те, кого привели сотрудники правоохранительных органов или – крайне редко – родители. Заведующая отделением по пальцем может пересчитать случаи, когда заболевшие подростки сами «сдавались» врачам-венерологам.
Сейчас, когда группой риска по сифилису стали уже не проститутки и бомжи, венерологи все настойчивее требуют введения системы регулярных медицинских осмотров в средней школе. И только так можно снизить опасность эпидемии вензаболеваний среди подростков.
Кстати, о диагнозе подростка узнают только лечащие его врачи и он сам. После лечения информация о болезни в зашифрованном виде будет предоставлена районному врачу дерматовенерологу, у которого ребенок будет наблюдаться в дальнейшем. Так что в случае необходимости слишком любопытным можно поведать, что подросток лечится от какой-нибудь кожной неприятности: от примитивной чесотки до какого-нибудь несуществующего заболевания.
Поражает врачей отношение детей к болезни.
– К чему идем? Бывали случаи, когда, узнав диагноз, взрослые мужики в петлю лезли, – рассуждает В. Сурганова. – А с этих как с гуся вода!
– Главное, что не СПИД, – сказала нам на прощанье четырнадцатилетняя Анжелика. – Эту дрянь врачи вылечат…
© 2000, «Уральская жизнь», Наталья МЕЛЬНИКОВА
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».