СТАН-5000. ДЕЛО - ТРУБА...
Напомним, что, судя по просочившейся в прессу информации, РАО «Газпром» планировал ежегодно инвестировать в Нижнетагильский металлургический комбинат 2,5 млрд.долларов (!) для изготовления толстостенных труб большого диаметра. Сумма, безусловно, колоссальная даже по мировым меркам. Не удивительно поэтому, что в схватке за выгоднейший заказ схлестнулись самые разные политические и экономические силы. И суждения по поводу стройки века высказываются также самые различные. Итак, попытаемся разобраться.
ЗАТРАТНОЕ ДЕЛО
Агентство «Регион-Информ» сообщило, что ведущие специалисты НТМК на самом деле настроены очень скептически к этому проекту. Экономисты нижнетагильского металлургического гиганта утверждают, что сегодня ни одно предприятие России не потянет такую стройку. «АО «Завод труб большого диаметра» – это грандиозный проект энтузиастов советских времен», – считают на НТМК. Для его реализации понадобится 2.000 строителей и огромные финансовые средства.
По словам источника в Нижнем Тагиле, недоверие специалистов в первую очередь основано на отсутствии финансирования. Как утверждают специалисты завода, уже первые пробные попытки кредита в коммерческих банках дали печальные результаты. «Кредитовать проект в миллиард долларов сегодня невозможно даже в том случае, если все банки России объединятся», – утверждают эксперты НТМК.
По словам источника, в настоящий момент никаких работ на площадке по строительству стана не ведется. Документы на регистрацию акционерного общества «Завод труб большого диаметра» до сих пор не рассмотрены в мингосимуществе.
НАША СПРАВКА: экономический проект организации в СССР производства труб большого диаметра возник в Госплане 15 лет назад. Мощно развивающаяся газовая отрасль Союза и активное освоение северных территорий поставили страну перед фактом организации собственного производства труб для газопроводов. Ввозить трубы из-за границы было и накладно, и нелогично. Но состояние внешней политики тогда было таково, что отказываться от импорта труб руководство страны позволить себе не могло.
В следующий раз этот проект вспомнили три года назад. Тогда руководство «Газпрома» выразило полную заинтересованность в финансировании производства труб большого диаметра. Существовала и объективная необходимость – газопроводы страны нуждаются в реконструкции, трубы необходимо менять раз в 15 лет. Тогда этот проект не реализовался из-за экономического кризиса, поразившего страну. Сейчас, по мнению специалистов НТМК, как, впрочем, и раньше, экономический проект на базе НТМК рассматривается руководством области только как политический. Поэтому вероятность его реализации крайне невелика.
НАС ХОТЯТ ОСЛАБИТЬ
Совершенно по-другому видит ситуацию гендиректор НТМК Сергей Носов, у которого корреспонденту «УЖ» удалось взять эксклюзивное интервью.
– Сергей Константинович, в последнее время вновь появились слухи о том, что «Стан-5000» – это проект века, но проект, который в принципе неосуществим. Недавно по информационным каналам прошла информация о том, что правительство области само не уверено в том, что проект будет осуществлен и что стан будет построен на НТМК.
– Есть много скептиков, которые просто завидуют всему позитивному. Если не будет Стана, не будет решения в пользу Нижнего Тагила. По их мнению, Нижний Тагил – это деревня, простой город, плохой комбинат, да и область плохая. В общем, эти скептики желают насолить руководству области – пусть у них сорвется. Но решение было принято. Потом говорили, что решение это ошибочно, что кто-то подставил Президента. Много писали об этом. Посмотрите – сегодня очень много тратится сил, бумаги и денег, чтобы доказать, что это не получится. Но Президент во время визита в Свердловскую область не случайно посетил стан и не случайно поучаствовал в закладке фундамента. Путин убежден, что стан должен быть именно в Нижнем Тагиле.
Магнитогорску этот проект не нужен. Я еще раз объясняю: в Магнитке я 3 года назад с этой идеей выступал. И за это был, что называется, бит и сослан. Именно за «Стан-5000». Не нужен Магнитке этот Стан! Не могли люди полностью изменить себе за полтора-два года. Не могли. Сегодня просто идет борьба за будущее в металлургии. Это же Каха Бендукидзе сказал – у кого будет этот Стан, у кого будет этот комплекс, тот и будет номер один в 21 веке. Отсюда и вся эта драка. В Магнитогорске не столько хотят строить Стан, сколько хотят, чтобы этот стан не был построен в Нижнем Тагиле. Не хотят, чтобы Тагил был сильным. Не хотят этого и внешние, и внутренние силы.
И все-таки мы движемся вперед. Процесс идет и идет очень серьезно.
– В чем отличие тагильских труб от труб, которые делают в остальных частях России?
– Тагильская труба делается по особой технологии – прессовании. И труб, в тех объемах, которые мы хотим производить, вполне достаточно для Газпрома. И дай Бог всем успеха, но почему все желают неуспеха Тагилу?
– Почему же мешают?
– Труба 1420 – это наиболее дорогостоящая, высокотехнологическая продукция. И тот, кто может и будет ее производить, будет иметь больший доход. Потому что он вне конкуренции.
– Может это привести к какому-то переделу в металлургии?
– Сейчас трудно говорить о каком-то переделе. Ведь главный принцип передела – ослабить конкурента и забрать его под свой контроль.
Почему не хотят сильного комбината? Тут есть и личные амбиции, и простые человеческие чувства. И, к сожалению, эти личные чувства могут очень серьезно повлиять на очень серьезный макроэкономический процесс в России.
P.S. По свидетельству людей, близко общавшихся с г-ном Носовым многие годы, его отличает целеустремленность, упертость в хорошем смысле этого слова, умение доводить до конца самые рискованные и сложные проекты. Одним словом, это не тот человек, который легко смирится с давлением конкурентов. Еще один показательный факт: губернатор Челябинской области Петр Сумин, которого злые языки считали чуть ли не главным противником строительства нижнетагильского стана, в кулуарном разговоре обмолвился, что эта проблема его уже не интересует. Своих забот хватает.
© 2000, «Уральская жизнь», Сергей РЕБРОВ
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».