AMP18+

Екатеринбург

/

СПАСУТ ЛИ ДУШИ «КУРСКА»?

Это двадцатилетний Иван Нефедков, уроженец села Красная Горка Верхотурского Уезда.

Самой главной и, к сожалению, самой трагической новостью этой недели стала история с атомной подводной лодкой «Курск», которая терпит крушение в Баренцевом море. Субмарина «Курск» была приписана к Северному морскому флоту и являлась одной из самых современных и совершенных атомных подводных лодок на Российском флоте. Она была построена лишь в 1994 году.

Первый тревожный сигнал поступил с подлодки в понедельник, в первой половине дня. Корабль совершал подъем на поверхность, и ничто не предвещало беды. Совершенно неожиданно радист «Курска» сообщил, что на борту подлодки произошла какая-то авария. После этого связь с кораблем пропала. Затем подлодка вновь вышла на связь. Радист передал, что «Курск» терпит крушение. Попытка подняться на поверхность завершилась неудачей, и, как сообщили официальные источники, капитан корабля принял решение опустить подлодку на дно и отключить атомный реактор. После этого связь с «Курском» вновь пропала, и тогда стало очевидно, что с российской подводной лодкой случилась беда. Скорее всего, лодка столкнулась либо с другой субмариной или каким-либо другим неизвестным плавающим объектом. Не исключено, что «Курск», например, столкнулся с подводной миной времен Второй Мировой Войны. По неофициальной информации, которую военные до сих пор опровергают, столкновение произошло не в понедельник, а еще в субботу, 12 августа. Столкновение, по этой версии, произошло с сухогрузом или даже ледоколом, который сейчас усиленно разыскивают.

Установить точное местонахождение «Курска» удалось 14 августа к вечеру. Лодка была обнаружена благодаря тому, что экипаж, оставшись без связи и вообще без света, передавал сигнал SOS c помощью обыкновенной кувалды. Моряки отбивали морзянку по внутренней обшивке корабля. Эхолот поискового судна засек эти сигналы. Таким образом, выяснилось, что какая-то часть команды жива, а лодка лежит на грунте на глубине 108 метров. Однако спасательную операцию решили начать в понедельник с утра.

Первые заявления российских военно-морских начальников звучали более чем оптимистично. Говорилось, что, мол, лодка действительно не смогла самостоятельно подняться на поверхность, и было принято решение опустить ее на дно, но ничего страшного в этом нет, и в ближайшее время ВМФ России проведет спасательную операцию, в ходе которой все члены экипажа будут вызволены.

Кроме того, дабы успокоить международную общественность, российское военно-морское ведомство официально заявило, что на борту подлодки ядерного оружия нет и радиационный фон в месте катастрофы «Курска» в норме. Звучали также заявления о намерении поднять лодку на поверхность, но с каждым часом бодрости в голосах морских чиновников становилось все меньше. В результате в понедельник, уже ближе к ночи, штаб Военно-морского флота РФ распространил официальную информацию о том, что «Курск» навсегда останется лежать на морском дне. Речь шла уже лишь о том, чтобы спасти членов экипажа. Их, по разным сообщениям, было от 116 до 130 человек.

Итак, понедельник тоже пропал, а ведь погода благоприятствовала проведению спасательной операции. Но вместо того чтобы попытаться поднять экипаж на поверхность, специально созданная правительственная комиссия стала разрабатывать поэтапный план действий. Конечно, спасать людей с глубины 100 метров дело весьма и весьма серьезное, но в ситуации, когда даже нет точных данных о том, есть ли на «Курске» запасы кислорода, действовать надо было как можно быстрее. Помимо этого Россия проигнорировала и помощь иностранцев. Так, например, в ответ на предложения американцев и англичан вице-премьер Илья Клебанов сказал, что помощь зарубежных стран не потребуется и что у России достаточно сил и средств, чтобы самостоятельно провести спасательную операцию.

Это, наверное, был последний день, когда можно было бы эвакуировать экипаж – море в тот день было достаточно спокойное, ветер был слабый. Погода стала ухудшаться в ночь с понедельника на вторник. В середине дня во вторник ВМФ передало сообщение о том, что в Баренцевом море бушует сильный шторм. Его сила достигает пяти балов. В таких погодных условиях проведение спасательной операции было невозможно. В то же время к месту катастрофы уже был доставлен специальный аппарат «Колокол», при помощи которого можно было бы эвакуировать экипаж. Море немного стихло примерно в 16 часов по московскому времени и в 16:30 операция была начата, но тут возникла новая проблема. Выяснилось, что, во-первых, лодка лежит с креном в 25 градусов и подвести «колокол» к аварийному люку очень сложно. Во-вторых, действия спасателей усложнило сильное подводное течение. Во вторник все попытки эвакуировать экипаж вновь не увенчались успехом. Работа продолжалась всю ночь. Так настала среда.

Погода, как назло, нисколько не улучшилась. В Баренцевом море продолжал бушевать 4-бальный шторм. Раз за разом с лодкой пытались состыковать «колокол», но подводное течение и плохая видимость не позволили подсоединить аппарат. Примерно в 15 часов по Москве на Северный морской флот из Шотландии самолетом «Руслан» был доставлен английский глубоководный спасательный аппарат.

В этот день неспокойно было не только на море, но и в виртуальном, информационном омуте. В компьютерной сети Интернет, на сайте агентства «Санкт-Петербург.ru» была опубликована сенсационная информация. В ней сообщалось, что, по одной из версий, на «Курске» ничего не произошло, и все это были запланированные учения с целью отвлечь мировую общественность от каких-то событий в Чечне. Также в связи с этим наблюдатели отмечают статью, появившуюся на чеченском сайте «Кавказ-центр» под заголовком: «Проклятье чеченских матерей уничтожило русскую атомную субмарину».

Между тем в сети Интернет появляются первые не-официальные комментарии о произошедшей трагедии. Так, вчера на сайте www.submarine.id.ru появилось следующее сообщение: «Звонок с флота. Товарищ, прилетевший ночью из района спасательной операции, сказал, что надежды почти нет. Судя по всему, уцелела только часть экипажа в кормовом отсеке. Связь установить не удалось. Те стучат. Выстукивают SOS, но на ответный стук отвечают полной несуразицей. Судя по всему, старшего над уцелевшими нет. Паника, паралич. Организовать какое-либо управление не удается. Видимость под водой 3-5 метров, течение под углом 30 % к оси». Вот такие вот последние новости. В тоже время в руководстве МВФ России заявляют, что экипаж еще жив. Не известно, правда, какая его часть. В штабе Северного флота рассчитали, что кислорода на лодке должно хватить до 18 числа. Но это, конечно, не факт. А даже если и так, то моряки, оставшиеся в живых, могут просто замерзнуть. Температура на «Курске» сейчас всего плюс 4 градуса.

На момент, когда номер сдавался в печать, спасательная операция продолжалась, но, к сожалению, безрезультатно.

P.S. Вчера агентству «Регион-Информ» удалось связаться с сестрой военнослужащего Ивана Нефедкова. По ее словам, последнее письмо от Ивана они получили в июне месяце. Моряк сообщал, что он находится в Ведяево, где дислоцируется военная база Северного флота. Военнослужащий не уточнил, на какой подлодке он служит, и родители продолжают надеяться, что их сын находится не в терпящем крушение «Курске». На сегодняшний день родным И. Нефедкова не пришло никаких официальных документов, подтверждающих, что с их сыном случилась беда. Между тем мать, отец и сестра моряка внимательно следят за всеми событиями, которые развиваются вокруг подлодки.

© 2000, «Уральская жизнь», Сергей РЯБЧЕНКО

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,