AMP18+

Екатеринбург

/

Время растить e-читателей

Что мешает интернет-изданиям составить достойную конкуренцию традиционным СМИ? Плохая инфраструктура, монополия операторов связи, чересчур расчетливые провайдеры или небольшая аудитория? По общему мнению участников круглого стола, состоявшегося 14 декабря в Атриум Палас Отеле, Интернет-читателей пока слишком мало, чтобы сетевые СМИ стали востребованными.

Собрав за одним столом около 40 представителей СМИ, Интернет-провайдеров и государственных структур, организаторы встречи (компания «Глобал Один», бюро паблисити и PR-технологий «КБ-32» и журнал «Деловой квартал») рассчитывали прежде всего на откровенное обсуждение вопросов, которые до сих пор оставались без ответа. Разговор был интересен и тем, что впервые в городе обсуждались сетевые СМИ, перспективы их развития, выход традиционных СМИ в виртуальное пространство и, в связи с этим, услуги доступа к Всемирной Сети в Екатеринбурге. По словам Алексея Черменского (глава представительства «Глобал Один» в Екатеринбурге), основной целью обсуждения ставилось выяснение зависимости качественной реализации Интернет-проектов от технической и организационной готовности поставщиков соответствующих услуг и разработчиков ПО.

Российское законодательство не помогло присутствующим разобраться, что можно считать «Интернет-СМИ» (Интернет-изданием, сетевым СМИ, онлайн-изданием), а что нет. Как сказал Евгений Зорин (Департамент информации губернатора Свердловской области), «в Законе о средствах массовой информации просто не упоминаются Интернет-издания», словно их не существует.

В принципе, Интернет – свободная территория, однако хулиганство и непристойность должны пресекаться. Однако Евгений выделил «политическую пропаганду, некую провокационную информацию, которая пока регулируется только моральными нормами конкретного человека или кодексом журналистской чести. Законодательство должно этим заниматься, но непонятно как – нет конкретных механизмов. Даже в США, с их юридической системой, нет регулирования Сети, так что уж говорить про Россию».

По мнению Юрия Волкова (управление Госсвязьнадзора по Свердловской области), контролирующие госструктуры могут и должны по требованию получать доступ к данным «не для всех»: «Так же, как открывают двери сотруднику милиции с удостоверением, обязаны предъявить закрытую информацию те, кто занимается поставкой контента».

Те, кто называет себя создателем Интернет-СМИ, могут быть кем угодно, и организовать виртуальное издание вправе каждый, поскольку лицензия на этот вид деятельности не требуется. Новый инструмент становится доступным нежурналистам, а небольшие вложения для появления элементарного сайта под силу большинству. Не исключено, что со временем самоучка станет профессионалом, несмотря на конкуренцию со стороны сильных спецов, что, по мнению Евгения Зорина, совсем неплохо: появлению еще одного мастера своего дела будут только рады.

Пытаясь определить Интернет-СМИ, Павел Феоктистов («Агентство электронных новостей») одним из главных признаков средства массовой информации назвал наличие редакции. Просто транслировать новости, тем более с помощью программного обеспечения, мало, коллектив должен поток информации обрабатывать. Иначе организация сайта будет просто организационно-техническим решением, как, например, приобретение радиоканала и соответствующего оборудования и трансляция чужих новостей и музыки с его помощью. Кроме того, сайт только тогда будет средством массовой информации, когда информационная лента будет поступать к читателям с постоянной частотой. Обновление сайта несколько раз в день – обязательный признак хорошего онлайн-издания.

Написано пером, читается браузером

Чем рискуют традиционные СМИ, затевая Интернет-проект? Хороший новостной портал требует больших вложений – временных и финансовых. Надо найти помещение, посадить нескольких «дорогих» программистов, предусмотреть плату провайдеру и операционные расходы – и сайт становится золотым.

Специалистам «Агентства электронных новостей» давно стало ясно, что проект «падает», как только прекращается финансирование, – сейчас часть заработанных на другом денег идет на поддержку онлайн-издания. «Затраты на сайт распределяются так: 25% уходит на производство (зарплату веб-мастеру, разработку программных приложений), все остальное забирает подготовка качественного контента и продвижение сайта», – пояснил Павел Феоктистов.

С точки зрения Павла, хорошее Интернет-издание начинается с разработки технологии. Например, лента новостей информационного агентства средней величины содержит 50 новостей и ту страницу на сайте, что несет заголовки. Каждый день надо сделать 50 новых и 50 раз обновить общую, со всеми ссылками. При аккуратнейшей работе каждая страница отнимает 15 минут, что в целом занимает 25 человеко-часов ежедневно. При 8-часовом рабочем дне это требует трех профессионалов, которым надо хорошо платить. Если же придумать и подготовить специальные программные приложения, то можно реализовать автоматизированный проект, когда работает только один журналист. Что и было сделало «Агентством электронных новостей», партнеры которого не раз возмущались тем, что на его сайте новости из готовой ленты появлялись быстрее, чем у них.

Сетевому СМИ очень важно найти незанятую традиционными нишу – тогда приобретенные конкурентные преимущества привлекают к изданию благодарных читателей: «Мало пользователей Интернета в Екатеринбурге, еще меньше в региональных городах – Тюмени, Челябинске, Перми, – рассуждал Павел Феоктистов. – Однако по региону их наберется достаточно. Когда мы только думали над созданием нашего сайта, было ясно, что спокойная, неангажированная лента новостей нашла бы себе читателей, и наши прогнозы оправдались. Городские новости можно посмотреть по телевизору, а вот региональные там я не увижу. Когда случилась трагедия в Сургуте, мы, прочитав первые сообщения, созвонились с местными журналистами. Они, побывав на месте происшествия, были в курсе всех событий, и, опубликовав полученную информацию, мы сами стали источником информации для сургутчан. Только вечером получили подробный материал о трагедии от сургутсткого информационного агентства».

Попытки традиционного СМИ создать свое отражение в Интернете могут быть вполне приемлемыми, как, например, сайты газет «Уральская жизнь» и «Вечерние ведомости», которые регулярно обновляются и привлекают по полусотне посетителей ежедневно. В отличие от них, онлайн-версии «Вечернего Екатеринбурга» и «Уральского рабочего» реже радуют свежими статьями, причем из реального номера на сервер попадает одна-две.

В верхних позициях рейтинга «УралВеб» находятся сайты газеты «Из рук в руки», «Агентства Электронных новостей», агентства «Регион-Информ» и Телевизионного Агентства Урала. По словам Романа Иванова (Интернет-Лайф), ни сайт «Из рук в руки», который просто публикует объявления, ни сайт ТАУ – довесок к программе Шеремета – не являются онлайн-изданиями. Хорошо посещаются (на уровне города, конечно) веб-издания информационно-аналитического агентства «Регион-Информ» (region.urfo.org) и «Агентства электронных новостей» (lenta.urfo.org): каждый день их просматривает соответственно 200 и 400 человек. Сайт «Екатеринбург-Он Лайн», кроме новостей содержащий массу справочной информации, посещают до 5000 гостей ежедневно. «Перспективы развития достаточно прозрачны, – подытожил Роман, – любой качественный, регулярно обновляющийся проект сможет занять на этом рынке достойное место».

Нас мало, но мы в Интернете

Между тем число местных Интернет-читателей даже сравнивать нельзя с количеством посещающих сайты таких СМИ-авторитетов, как Washington Post. Какую экономическую отдачу могут принести издания Екатеринбурга своим владельцам, если даже зарубежные ресурсы приносят убытки? Пока низкую, если не минусовую.

Оценки Интернет-аудитории в Екатеринбурге могут быть лишь приблизительными, и они оптимизма не добавляют. По словам Бориса Шимановича («Корус АКС»), сегодня в городе 80% предприятий и организаций имеют доступ в Интернет, причем половина пользуется повременным подключением. Но если в Москве каждого десятого из десятимиллионного городского общества можно причислить к аудитории Интернета, то в уральской столице таких наберется 20 тысяч по максимуму, а это не более 2% екатеринбуржцев.

Как сказал Сергей Амосов (АТН), «обычные СМИ не видят свою аудиторию в Интернете, а если нет потребителей, значит, не будет прибыли».

Провайдер и СМИ:

общение через провод

Интернет-СМИ и провайдеры друг другу необходимы – признание этого факта было, пожалуй, самым оптимистичным выводом встречи. Как сказал Павел Феоктистов, «между нами стоят метровые стенки. Иногда получается замкнутый круг – один провайдер кивает на другого, потом они вместе кивают на первичного провайдера, под конец объявляя, что компьютер пользователя настроен неправильно», которому свои потери зачастую бывает так же трудно доказать, как и вину поставщика.

По мнению представителей онлайн-изданий, цены на услуги не адекватны качеству и количеству. У провайдеров, в свою очередь, есть «вышестоящая» организация, чьи условия нарушить нельзя, – 60-70% уходит на оплату трафика первичным провайдерам, при этом надо еще предусмотреть зарплату сотрудникам, содержать и модернизировать производственные фонды. Размещать ресурсы на своих мощностях не так прибыльно, цены на хостинг не высоки – по словам одного участника, они со слезами на глазах смотрели на годовые результаты: работали почти вхолостую.

Поскольку поменять что-либо в отсталой российской инфраструктуре связи провайдеры не в состоянии, они некоторые проблемы списывают на монополию в отрасли, избежать которой пока не удастся. По закону об органах местного самоуправления, главы местных администраций просто обязаны совершенствовать средства связи, однако про это как-то неловко говорить, когда нет денег на решение социальных вопросов. Региональные провайдеры зависят от первичных и операторов связи, однако если почувствуют необходимость увеличить полосу пропускания – сделают это как нормальные коммерческие структуры в ответ на увеличение спроса. Однако чересчур непримиримая позиция некоторых мешает внедрять решения, которые были бы выгодными всей городской Интернет-общине.

По мнению Алексея Черменского, возможно влиять на положение дел совместными усилиями, построив такие отношения, чтобы пользователи меньше выходили из городского Интернет-пространства. Чтобы замкнуть этот трафик, требуются инвестиции. Сегодня узел в Екатеринбурге существует, однако оборудование находится в собственности одной некоммерческой организации, а городской пункт обмена трафиком должен быть независимым. Юридические проблемы сочетаются с техническими – необходимы особые настройки обменника. Как сказал Алексей, «организация под патронажем правительства области или городской администрации в сотрудничестве (в идеале) с независимым оператором связи устроила бы и провайдеров, и поставщиков контента».

Создатели онлайн-изданий пытались заручиться обещанием скидок на провайдерские услуги, однако, по утверждению Бориса Шимановича, СМИ привилегий не полагается: «Почему Интернет-издания могут спрашивать про особые условия? Это то же самое, как если бы газета пришла в типографию, заявила о своей уникальности и потребовала себе бесплатные услуги. Провайдеры для электронных СМИ – то же самое, что типография для печатных. Мы все – субъекты рынка».

Что касается качества услуг, то тут сами потребители должны быть внимательнее: надо тщательно изучать условия перед окончательным решением. По словам Юрия Волкова, при сертификации провайдеру требуется представить контролирующим органам стандартный договор на оказание услуг, который, как правило, не идеален, однако его отшлифовка для получения лицензии обязательна. Естественно, провайдер должен соблюдать оговоренные условия, но если не делает этого, вступает в силу «Закон о защите прав потребителей».

Александр Щетинин (информационно-аналитическое агентство «Регион-Информ») указал на то, что хорошее сетевое издание, привлекающее много читателей, по логике вещей может рассчитывать на благосклонное отношение провайдера. Но, как выяснилось, провайдер немного выигрывает от этого, если смотреть только на бухгалтерскую прибыль. Впрочем, провайдер не будет платить первичному за трафик, который идет между информационным сайтом, хранящемся у него, и его (провайдера) клиентами, тогда как ему заплатят в соответствии с тарифами. Экономическая же прибыль может ощутимо вырасти за счет дополнительной рекламы «карманным» изданием и контроля над его аудиторией. Формируя таким рынок, поставщик услуг может продвигать свои интересы.

Провайдерам отнюдь не все равно, что содержит сайт, размещающийся у него. Если посетители будут принадлежать целевой аудитории поставщика услуг, возможно обсуждение условий размещения – такое издание значимо для обеих сторон. Вероятно, в дальнейшем точкой совпадения интересов станут отраслевые информационные порталы, аккумулирующие аналитические и справочные материалы, например, строительной индустрии региона.

Примеры удачных сетевых СМИ есть, но вот прибыльных проектов – считанные единицы. Сейчас усилия и время вкладываются в создание Интернет-СМИ с расчетом на далекое будущее, когда доходы от рекламы и подписки позволят выйти на приемлемый уровень рентабельности. Решение проблемы низкой востребованности сетевых СМИ лежит в области маркетинга – важно найти выгодную нишу, что в большей степени зависит от желания создателей онлайн-изданий смотреть на свое детище как на коммерческий проект.

Поблагодарив организаторов, Юрий Волков сказал, что пять лет назад такой встречи просто не могло бы состояться. Обозначив основные проблемы, она приоткрыла возможности для дальнейшей работы, благо, что тем множество – провайдеры и создатели Интернет-изданий не так хорошо представляют себе друг друга. Некоторые участники объявили о своей готовности и в будущем представлять интересы своей организации на подобных мероприятиях.

В заключение глава представительства «Глобал Один» в Екатеринбурге Алексей Черменский обратил внимание участников на возможности сетевых СМИ как представителей интересов непосредственных получателей Интернет-услуг, которые сегодня зачастую остаются незащищенными. Те, кто хорошо понимает проблемы этого рынка, могут влиять на провайдеров. Средства массовой информации в Интернете также должны занять активную позицию, чтобы совершенствовать инфраструктуру связи, культуру ведения бизнеса – у них для этого есть эффективные рычаги воздействия.

Наталья Миронова, «Деловой Квартал», № 48, 21 декабря 2000

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,