Эдуард Россель 18 мая выступил на Шестом российском экономическом форуме с докладом «Совершенствование федеративных отношений – будущее российского государства»
Обращаясь к собравшимся, губернатор отметил, что главным достоинством РЭФа, который традиционно проводится в Екатеринбурге, является его многоаспектность, с которой на нем рассматриваются насущные и актуальные проблемы нашей страны. Именно в этом кроется залог успеха вырабатываемых форумом рекомендаций, которые затем находят свое отражение в решениях, принимаемых руководством России. Среди основных рекомендаций форума, воспринятых федеральной властью, Эдуард Россель назвал идею сбережения российского народа, политику повышения денежных доходов людей, защиту отечественного товаропроизводителя, техническое перевооружение и модернизацию производства.
Главная тема Шестого форума – развитие федеративных отношений в России – является стержнем всей внутренней политики. От того, каким путем мы пойдем сегодня – зависит будущее развитие и процветание России как могучего многонационального государства. Эдуард Россель высказал мысль, что в настоящее время необходимо внести коррективы в стратегию преобразований, найти собственные ресурсы и сконцентрировать их на обустройстве России и росте благосостояния её жителей. Важно раскрепостить общество, разбудить хозяйственную инициативу, поощрять экономическую самостоятельность регионов. А это можно сделать только в условиях реального федерализма.
Эдуард Россель высказал категорическое несогласие с точкой зрения, связанной с тем, что федеративные отношения у нас носят искусственный характер, поскольку для России, мол, органично унитарное построение государства. Ничего подобного – отечественный и мировой опыт свидетельствует: социально-экономическое и культурное своеобразие регионов в таких огромных государствах, как Российская Федерация несовместимо с унитарными методами управления. Причем федерализм нам нужен, естественно, не только по форме, но и по содержанию. Именно содержание позволяет за счет повышения самостоятельности и ответственности всех участников федеративных отношений создать процветающее государство. Поэтому путь к федерации неизбежен, процесс федерализации обусловлен объективными предпосылками. Построение федеративного государства – это столбовая дорога развития России. К тому же любая постановка вопроса об унитарном государстве по своей сути является антиконституционной, если исходить из положения статьи первой нашей Конституции: «Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство». Сохранение государственной целостности страны возможно только на базе развития федеративных отношений. Федерализм присущ России и по природе, и по истории развития российского государства, и в силу требований российской Конституции.
Касаясь темы построения сильного государства, Эдуард Россель сказал, что способ тут только один – организация сильной действенной власти, основанной на единстве. И тут исходить из системы унитарного государства никак нельзя. Делать это – значит, вредить федеративному прогрессу общества. Хотелось бы, – заметил докладчик, – чтобы таких непродуманных и поспешных шагов, как это случилось с Советом Федерации, не было. Отлучение губернаторов и руководителей представительных органов власти субъектов Федерации от участия в законотворческой деятельности на федеральном уровне следует расценить как вотум недоверия жителям регионов, которое их избрало. Теперь, чтобы восстановить «статус-кво», другого пути нет, как предоставить Госсовету юридически закрепленное право обладать достаточными полномочиями по защите интересов избравших их людей. В этом губернатор видит укрепление единства и целостности России, гармонизацию отношений Центра и регионов.
В своем выступлении Эдуард Россель коснулся многих актуальных проблем, связанных с построением крепкой российской Федерации и сделал вывод: федерализм – это эффективная модель гармонизации отношений государства и регионов, государства и бизнеса, государства и местного самоуправления.
© 2001, «Департамент информации Губернатора»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».