Новая карта России: «парад суверенитетов» начнется с Урала
Собянин и Россель обустроят Россию.
Реформу российской государственности тюменский глава Сергей Собянин и свердловский губернатор Эдуард Россель предлагают начать с укрупнения субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований. Что это даст и чем обернется для России? Сенсационные инициативы комментирует для АПН директор Института региональных проблем Максим Дианов.
Логика реформирования федеративного устройства России неминуемо приведет к новому «параду суверенитетов». Однако пройдет он, как и положено параду – организовано, централизовано, почти празднично, и, главное – под отеческим взором российского президента. Старая идея свердловского губернатора Эдуарда Росселя – о создании Уральской республики – приобрела новое звучание. Ее дополняет новая инициатива – реорганизация (укрупнение) муниципальных образований, которая также пришла с Урала, от тюменского губернатора Сергея Собянина.
Что является основным посылом для реформирования федерального устройства государства, или, если говорить конкретно – для укрупнения входящих в него субъектов? Как правило, улучшение экономического состояния страны, – так было при Сперанском, при Екатерине (хотя в последнем случае выполнялись и военно-мобилизационные задачи). В 1917 году Временное правительство тоже подготовило проект нового деления страны, которое было подчинено соображениям экономической выгоды.
Для того, чтобы инициатива была признана успешной, – элитами и обществом, – начать ее воплощение следует с региона, наиболее успешного с экономической точки зрения.
Скорее всего, им станет Урал – с его оборонкой, металлургией и т.д. С политической точки зрения регион подготовлен к созданию Уральской республики, – уже более восьми лет с переменным успехом эту идею пропагандирует свердловский губернатор Эдуард Россель. Недавно эта пропаганда усилилась, словно подстегнутая кем-то из высшего эшелона власти.
Позиция уральских политиков понятна: наиболее благополучный в экономическом отношении (здесь прямо-таки сосредоточены регионы-доноры), Уральский округ требует себе большей самостоятельности, как политической, так и финансовой. Последнее оказалось особенно актуальным в преддверии принятия бюджета 2002 года, который, как предполагается, финансово «выровняет» регионы, практически независимо от их вклада в бюджетное обеспечение страны.
Почти одновременно с реанимацией идеи создания Уральской республики тюменский губернатор Сергей Собянин заговорил о реорганизации муниципальных образований: сокращении их числа за счет ликвидации поселковой схемы. Эту идею намереваются претворить в жизнь и власти Курганской области.
В общем, тяга уральских политиков к реформированию очевидна. Плюс ко всему, много домыслов вызывает тот факт, что главы автономных округов, входящих в состав Тюменской области, прежде едва ли не враждовавших с областной властью, находят с Сергеем Собяниным общий язык. Многие полагают, что на территории Тюменской области, и Урала в целом, начнется первый этап укрупнения субъектов РФ, сокращение их числа.
Видимо, так оно и произойдет.
Между тем само деление страны на семь федеральных округов было произведено диспропорционально, без особого учета экономического аспекта. Пермь почему-то была отнесена к Приволжскому округу, а не к Уральскому. Два автономных округа, входящие в Тюменскую область – они, может, и не сибирские, но уж точно не уральские. Волгоградская область с точки зрения экономики не подходит к тому типу регионов, которые вошли в Южный федеральный округ.
Исправление ошибок будет не механическим. И новых субъектов будет не семь, а значительно больше.
Возможно, первыми кандидатами на укрупнение являются Москва (с Московской областью), Санкт-Петербург (с Ленинградской областью). Причем к Санкт-Петербургу можно вообще «прицепить» половину Северо-Западного округа.
Урал скорее поделится на два образования: с центрами в Екатеринбурге, и в Тюмени.
Кемеровский губернатор Аман Тулеев многократно говорил о создании самодостаточного территориального образования. Схему предлагал приблизительно такую: в Кемерово – уголь, в Томске – промышленность, в Новосибирске – наука, в Алтайском крае – сельское хозяйство. На уровне Сибири все это обсуждается где-то с 80-х годов.
Второй сибирский центр, Красноярск плюс Иркутск, объединенные большим количеством электроэнергии и алюминиевой промышленностью. К ним присоединится Хакасия.
Дальневосточный регион скорее останется в нынешнем виде.
На юге России регионы и без того огромны: Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край – они вряд ли подвергнутся реформированию (в данном случае речь не идет об изменениях, возможных по причинам межэтнических трений).
В Поволжье могут возникнуть субъекты РФ со столицами в Нижнем Новгороде или Самаре (как вариант – в Саратове).
Могут объединиться и Татарстан с Башкортостаном, – но в последнюю очередь, когда новая система «устаканится». Это относится и к типично среднерусским областям: они объединятся позже всех, по причинам политическим, даже, скорее, – управленческим.
Именно «управленческая необходимость» осознана Кремлем. Вернее, даже экономическая. Для чего Сталин (в числе прочих причин) создавал колхозы? Чтобы можно было быстрее и квалифицированнее собрать налоги! Когда все предприятия собраны «в кучку», – с них более ловко можно «состричь» в госказну полагающиеся средства. При нынешней системе регионом-донором быть невыгодно. А вот при укрупнении он становится донором как бы не «наружу», а «внутрь» субъекта.
Грядет 2003 год, – когда выплаты по внешним кредитам будут наибольшими. Нужно показать всему миру, что суть наших реформ – не воровство, а подъем производства. Чтобы поднять производство, надо сконцентрировать ресурсы.
Так что всплеск политической активности Росселя является проверкой этого замысла «на восприятие» региональной элитой. Впоследствии он будет предложен обществу, но не с подачи уральского губернатора (или губернаторов), а представителей питерской команды президента. Либо с этой инициативой выступит прокремлевское «Единство». Недаром ее одобрил глава свердловского «Медведя» Александр Заборов.
Если говорить об опасности сепаратизма, то она, безусловно, существует. Она связана с экономической самодостаточностью: в крупных и благополучных регионах существует прямо-таки питательная среда для сепаратистских тенденций.
Задача, стоящая перед Кремлем – найти баланс. Соблюсти экономическую выгоду, но и не дать разрушить целостность государства.
АПН: оригинал материала >>>.
© 2001, «Регион-Информ»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».