Выступление Губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя
О БЮДЖЕТЕ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2002 ГОД, ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ ПОЛОЖЕНИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Уважаемые депутаты палат Законодательного Собрания!
Уважаемые члены Правительства Свердловской области!
Коллеги!
Согласно действующему законодательству Свердловской области представляю вашему вниманию важнейший стратегический документ, определяющий социально-экономическую политику органов государственной власти области на 2002 год и последующий среднесрочный период, – Бюджетное послание «О бюджете и бюджетной политике на 2002 год, внутреннем и внешнем положении Свердловской области».
Прежде чем изложить основные параметры проекта областного бюджета на будущий год, а также основные положения внутренней и внешней политики, остановлюсь на особенностях 2001 года. Нынешний год особый – начало нового века и начало нового тысячелетия. И как свидетельствует история, на грани эпох не обходится без потрясений. Не стал исключением и текущий год – первый год нового столетия, вхождение в которое ознаменовано трагическими событиями мирового масштаба. Сегодня крайне обострена внешнеполитическая ситуация, отмечаются резкие конъюнктурные колебания на мировых рынках, общество охвачено тревогой.
В то же время Президент Российской Федерации делает решительные и последовательные шаги по выводу России на путь стабильного развития, как это определено в его Послании. Однако сохраняются серьезные риски – как экономические, так и социальные. В экономической политике государства приоритет отдается преимущественному развитию экспортно ориентированных предприятий сырьевой направленности. Высокотехнологичные отрасли и производства с высокой долей добавленной стоимости испытывают недостаток инвестиций. Продолжается вывоз капитала. Уровень жизни большей части населения пока остается крайне низким. Негативные тенденции, характерные для Российской Федерации, проявляются и в регионах. Не стала исключением и Свердловская область. Так, обобщенная оценка развития регионов России показывает, что по экономическим параметрам мы находимся в первой десятке, а по социальным – далеко не в первых.
По результатам анализа социально-экономического развития в разрезе субъектов Российской Федерации Свердловская область находится в первой десятке субъектов РФ по таким ключевым показателям, как объем промышленного производства (по итогам 2000 года – 5 место), оборот розничной торговли (7 место), объем платных услуг (5 место), объем иностранных инвестиций в экономику области (5 место), численность постоянного населения (5 место), доходы консолидированного бюджета области (9 место).
С полным правом мы можем сказать: начиная с 1999 года области удалось от стратегии выживания перейти к стратегии экономического развития и роста.
Уважаемые депутаты, коллеги!
В Бюджетном послании 2001 года была поставлена задача подъема экономики. Обращаю ваше внимание, что на протяжении всего 2000 года и отчетного периода текущего года динамика большинства основных показателей социально-экономического развития Свердловской области остается положительной. Нам удалось сохранить рост объемов промышленной продукции, оборота розничной торговли, инвестиций и реальных денежных доходов населения. В полном объеме исполняются проектировки бюджета текущего года. Оценки показывают, что доходы консолидированного бюджета области в 2001 году могут составить более 25 млрд. рублей вместо заложенных в законе 22 млрд. рублей.
Так, индекс физического объема промышленного производства за январь-август текущего года составил около 114%, тогда как мы определяли для себя рубеж в 4-6%. Более, чем в 3 раза увеличился объем поступивших в область иностранных инвестиций. Продолжается рост внешнеторгового оборота (на 14%).
Хочу подчеркнуть, что экономический рост в Свердловской области носит более выраженный характер, чем в целом по Российской Федерации и другим регионам страны. Даже в топливно-сырьевых и экспорто-ориентированных субъектах федерации он ниже. Так, за январь-июль текущего года, несмотря на ряд негативных конъюнктурных факторов на мировом рынке для наших базовых отраслей, темпы прироста физических объемов промышленного производства в 2 и более раз превышают уровень общероссийских показателей (105,4%) и показателей таких наших соседей, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (107,3% и 103,5%, соответственно).
Достигнутые областью темпы экономического роста убедительно доказывают, что мы являемся одним из немногих «локомотивных» регионов.
Это стало возможным благодаря проводимой областью промышленной политике, ориентированной на подъем экономики. К нашим базовым отраслям, которые дают стабильный положительный результат третий год подряд (черная и цветная металлургия, электроэнергетика), добавились по итогам восьми месяцев такие отрасли, как химическая и нефтехимическая промышленность (темп роста объема производства промышленной продукции в действующих ценах составил 155,8%), машиностроение и металлообработка (140,7%), промышленность стройматериалов (137,5%), легкая промышленность (134,9%). Выходит из кризиса лесная и деревообрабатывающая промышленность (107,4%). Всячески поддерживал и буду поддерживать таких глав муниципальных образований, которые занимаются развитием экономики своих территорий: Алапаевского района (Шаньгин Сергей Алексеевич), Краснотурьинска (Михель Виктор Егорович), Серова (Анисимов Владимир Федорович), Верхнесалдинского района (Сипайлов Вениамин Вячеславович), Нижнесергинского муниципального образования (Язьков Андрей Александрович), Невьянского района (Назаров Степан Якимович) и многих других.
Дальнейшее наше развитие будет определяться таким документом, как «Концепция схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года». Уже сейчас ее реализация дает повышение доходной части консолидированного бюджета. На будущее я ставлю задачу – каждая территория с помощью мероприятий Схемы должна стать самодостаточной. Опора на реальный сектор экономики остается нашим важнейшим принципом.
Уважаемые депутаты!
В Бюджетном послании на 2001 год мною была поставлена задача заложить основы повышения уровня жизни населения. И в этом направлении сделаны определенные шаги. Наблюдаются позитивные тенденции в динамике реальных денежных доходов населения, рост которых за 2000 год составил 104%, за 8 месяцев 2001 года – 105%. Это благоприятно сказалось на развитии потребительского рынка – оборот розничной торговли за январь-август текущего года вырос на 16%.
Гораздо стабильней мы финансируем законы социальной направленности. В 2001 году выплачено пособий гражданам, имеющим детей, на сумму около 440 млн. рублей, до конца года будет погашена задолженность областного бюджета за 2000 год, гасятся долги прошлых лет. Программа «Доступные лекарства» за девять месяцев текущего года исполнена на 115% – на ее реализацию выделено 162 млн. рублей, при этом своим законным правом на получение льготных и бесплатных медикаментов воспользовалось в 1,5 раза больше граждан, чем в прошлом году.
С начала 2001 года произошли некоторые позитивные изменения в динамике ряда демографических показателей области. В январе-августе текущего года в области родилось 27,5 тыс. детей (106,3% к уровню соответствующего периода 2000 года). За этот же период несколько снизился показатель смертности (на 3,6%).
В то же время не могу не отметить, что существующие диспропорции социального и экономического развития вынуждают меня определить на 2002 год как главную задачу для всех ветвей власти, работодателей, профсоюзов – создание благоприятных условий, при которых экономический потенциал области начнет «работать» на благо ее жителей. Нельзя же мириться с таким положением, как, например, в Муниципальном образовании «Бисертское», где среднемесячная заработная плата одного работника в промышленности составила 1332 рубля при среднеобластном значении более 3600 рублей. За равный труд наши труженики должны получать равную оплату!
Кто-то может сказать, что исполнительная власть меняет свои приоритеты. Это не так. Экономический рост никогда не был для нас самоцелью, это средство достижения более значимой для будущего поступательного развития цели.
Перед нами стоит важная задача согласования экономических и социальных интересов. И во многом наш будущий успех зависит от нас с вами, от того, какую гражданскую позицию займет каждый из нас.
Обращаюсь ко всем жителям области, исполнительным и законодательным органам власти, руководителям предприятий, собственникам, к нашей интеллигенции, каждому работающему гражданину: если мы не возьмем на себя ответственность за будущее – свое и своих детей, – то никто за нас этого не сделает. Сегодня все в наших руках! Я настоятельно требую, чтобы треугольник социального партнерства дополнился четвертой стороной – союзом собственников, которые должны повысить заработную плату работников до достойного уровня.
Я благодарен тем руководителям предприятий и муниципальных образований, которые смогли решить острейшую проблему повышения и своевременной выплаты заработной платы уже в текущем году. Перед теми же, где еще существует хоть какая-то задолженность, я ставлю задачу ее полного погашения. Жду активных действий от профсоюзов. Именно они обязаны навести в этом вопросе должный порядок. Больше нельзя мириться с миллиардной задолженностью по заработной плате в экономике области. Не можешь своевременно оплатить наемный труд – никудышный ты менеджер. Подавай в отставку.
Еще одна проблема – получение заработной платы в конвертах. Каждый должен понимать: сиюминутная выгода и попустительство сегодня завтра обернутся потерей трудового стажа, достатка, обеспеченной старости. За каждым таким конвертом стоят наши врачи, учителя, работники культуры, дети, социально незащищенные люди. По самым скромным расчетам сокрытие заработной платы ведет к недополучению налога на доходы физических лиц в размере более 1 млрд. рублей в год. Думаю, что одних налоговых органов для решения этой проблемы недостаточно. Мы должны создать в обществе атмосферу порицания и непримиримости. Надо сделать так, чтобы каждый раз, когда работодатель выдает зарплату в конверте, а человек ее получает, он осознавал: достойного обеспечения по старости в виде базовой и накопительной пенсии ему не получить.
Как вы знаете, недавно прошел месячник защиты трудовых прав наемных работников в сфере малого предпринимательства и соблюдения трудового законодательства на предприятиях малого бизнеса. Каких только вопиющих нарушений не обнаружено! Например, по два года работающие не могут получить трудовые книжки, не выплачиваются компенсации за отпуск при увольнении и пособия по беременности и родам, сплошь и рядом не заключаются трудовые договоры с наемными работниками. Одним из злободневных стал вопрос о начислении пенсии и пособий по государственному социальному страхованию.
Поручаю Правительству области, правоохранительным органам, государственной трудовой инспекции – на основе статистической информации, уровня заработной платы по отраслевому соглашению провести соответствующие проверки и добиться искоренения такого явления, как «заработная плата в конверте».
Уважаемые коллеги!
На совместном заседании законодателей в прошедшем году мы определили в качестве основного приоритета задачу сбережения населения. В этом году активно ею занимались. Среди главных мероприятий можно назвать программы родовспоможения, бесплатной кардиохирургической помощи, лечения онкогематологии, централизованного обеспечения отделений гемодиализа расходными материалами.
Однако нас всех не удовлетворяет состояние здоровья нашего населения и продолжительность его жизни. Так, продолжительность жизни мужчин Свердловской области составляет 57 лет, женщин – чуть более 70 лет при среднероссийских показателях, соответственно, 61 и 73 года. На втором месте среди причин смертности – травмы и отравления. Система оказания врачебной помощи затратна и неэффективна. Мы должны перейти к принципу «интенсивного лечения». Необходимо сократить время пребывания в больницах до 3-4 дней. И это прямая задача Министерства здравоохранения Свердловской области - изменить структуру стационарной помощи, повышая уровень диагностики, внедряя профилактические мероприятия. В средствах массовой информации нужно развернуть широкую пропаганду здорового образа жизни и самосохранительного поведения. Мы должны оптимизировать затраты нашей медицины, вот вам и резервы повышения зарплаты медицинским работникам.
На мой взгляд, главная беда и боль сегодня – это наркомания. Сколько талантливых, перспективных молодых людей «пускают под откос» свои жизни? Нельзя оставаться равнодушным к этой проблеме. В оперативной работе по сокращению незаконного оборота наркотиков появились определенные успехи в борьбе с наркодилерами. Хорошо, что в этом участвует и общественность, как, например, в городах Сухой Лог и Екатеринбург. Это правильно, но явно недостаточно. Количество наркоманов растет, число ВИЧ-инфицированных до конца года может достичь 20 тыс. человек. Мириться с этим нельзя. Наряду с усилением мер силового воздействия необходимо изменить систему ценностей подрастающего поколения.
Мы должны повернуть общество к идеям гуманизма, воспитывать детей и молодежь в духе патриотизма не только к России, но и родному краю – Свердловской области. Должны возвратиться в обиход незаслуженно забытые слова: духовность, нравственность, гражданский долг. Главными приоритетами для молодежи должны стать не только работа с высокими заработками, но и получение образования, нравственное поведение и создание крепкой и надежной семьи. Думаю, во многом это зависит от нас с вами: внимательны ли мы к нашим детям, какой пример им подаем.
Министерствам образования, культуры, физкультуры и спорта, главам городов и районов необходимо организовать новые формы школьного и внешкольного воспитания детей, восстановить дворовые спортивные площадки, возродить незаслуженно забытые соревнования ‘Кожаный мяч» и «Золотая шайба», игру «Зарница». Общественность по примеру Фондов «Наши дети – будущее России», «Дети России» должна активно принимать в этом участие. Мне могут возразить, что на все не хватит средств. Но нравственность подрастающего поколения – это святое.
Вспомните, как мы проходили нравственную закалку – кинофильмы, организаторская работа комсомольских и пионерских отрядов, технические и художественные секции. А времена были не в пример беднее, чем сегодня.
Чем можно, например, объяснить, что в двух равных по уровню жизни территориях (Слободо-Туринский и Пышминский районы) разное отношение к киноискусству – важнейшей составляющей духовного воспитания. В Слободе Туринской полностью прекратили кинопоказ, а Пышминский район его поддерживает. Значит, дело не в финансах, а собственно в позиции руководителей.
Неужели всем миром мы не сможем организовать для наших школьников бесплатные киносеансы, пропагандирующие истинные ценности жизни, героя нашего времени?
Одной из приоритетных задач является возрождение духовности и повышение образовательного уровня на селе. Это можно сделать только одним известным способом – создать все необходимые условия для закрепления в сельской местности интеллигенции, в первую очередь, врачей и учителей, дефицит которых нарастает с каждым годом. Закрепить кадры на селе и в рабочих поселках можно только активизацией строительства и предоставлением жилья молодым специалистам. Заслуживает внимания предоставление долгосрочных займов и их частичное списание молодым семьям при рождении ребенка. Главы муниципальных образований должны бороться за кадры и всячески привлекать их к себе на территорию.
Проблема расширения жилищного строительства остро стоит и перед городским властями. Это значит, что исполнительным органам власти необходимо найти новые эффективные решения, направленные на снижение себестоимости строительства жилья и обеспечение его доступности для широких слоев населения.
Мной подписан указ об активизации деятельности в сфере жилищного строительства. Задачи перед нами стоят значительные – к 2005 году довести объемы строительства жилья до 1 млн. квадратных метров в год, к 2010 году – до 1,5 млн. квадратных метров. Основной путь финансирования строительства жилья – долгосрочное кредитование. Считаю целесообразным сформулировать в трехстороннем соглашении на 2002 год обязательства сторон по вводу жилья не менее 0,25 кв. метров на работающего. Правительству области дали поручения по отработке организационных условий и механизмов финансирования. Тем более, что определенный положительный опыт у нас имеется. К примеру, в одном только Нижнесергинском районе одновременно строится 450 домов ежегодно, в Сысертском – 300.
Занимаются вопросами сбережения населения и в ряде других муниципальных образований. Так, в Невьянском районе разработан и внедряется комплекс мер, стимулирующих увеличение числа детей в семье, повышение общественного статуса семей со здоровыми детьми. В Верхнесалдинском районе реализуется проект «Будущее создадим сегодня». Ищут новые формы организационной работы по проблеме «семьи и детей» в Артемовском районе. В Сухом Логу и Богдановиче уделяется много внимания престарелым гражданам, инвалидам, а также детям, не имеющим родителей.
Уважаемые коллеги!
Считаю, что только выход на траекторию устойчивого развития позволит обеспечить повышение благосостояния населения. И для этого у нас в области есть все: развитое производство, существенный научно-технический потенциал, высококвалифицированные трудовые кадры и богатые природные ресурсы.
Наглядным подтверждением этому стало празднование такого знаменательного события, как 300-летие уральской металлургии. Это особенно символично для старопромышленного региона, каким является Свердловская область, металлургический комплекс которой нуждается в обновлении.
Главной задачей ближайшего периода является переход промышленности от сырьевой направленности к производству продукции высокого передела. Мы его начали осуществлять на НТМК, УГМК, в алюминиевом комплексе, на «Уралэлектротяжмаше», «Уралмаше» и др. Лишь когда мы преодолеем технологическую отсталость наших предприятий, только тогда мы сможем обеспечить динамичное развитие промышленности. Каждый хозяйствующий субъект должен иметь свою инвестиционную политику, сформировать фонд расширенного воспроизводства.
Особую актуальность сегодня приобретают проблемы ресурсосбережения. На фоне стабилизации цен на производственно-техническую продукцию на внутреннем рынке, ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, в том числе снижения цен на мировом рынке на черные и цветные металлы, особо опасен ожидаемый рост цен на ресурсы. Необходима адекватная политика жесточайшей экономии, иначе это приведет к снижению эффективности производства и конкурентоспособности продукции. За снижение ресурсоемкости нужно бороться повсеместно.
Уважаемые коллеги!
Остановлюсь на основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2002 год.
Главная цель бюджетной политики должна заключаться в усилении роли бюджета в социально-экономическом развитии области.
Ее можно реализовать при одном условии – реалистичности и сбалансированности бюджета области, поэтому бездефицитность мы закладываем в бюджете 2002 года.
Исходя из этого доходы и расходы бюджета области на 2002 год определены в сумме 29 млрд. рублей. Мы взяли очень напряженное задание, так как третий год практика межбюджетных отношений складывается не в пользу Свердловской области. За эти годы у нас изъяли около 15 млрд. рублей за счет перераспределения НДС в пользу федерального бюджета, а также отмены оборотных налогов. С учетом снижения с 1 января 2002 года ставки налога на прибыль с 35% до 24% в структуре бюджетных доходов на долю этого вида налога будет приходиться около 20%. При этом ставка зачисления налога на прибыль в бюджет области сокращается с 19% до 14,5%, а в местные бюджеты – с 5% до 2%, что вызывает необходимость компенсации этого выпадения доходов местных бюджетов из областного бюджета.
Кроме снижения ставки по этому виду налога уменьшается и объем прибыли. Я неоднократно подчеркивал парадоксальность такой ситуации. Не лучше ли избавиться от этого налога, как это сделали многие страны? И такое предложение мы готовы прорабатывать с федеральным центром.
Пока же компенсировать выпадающие доходы бюджета области в 2002 году, произошедшие в результате последних налоговых инициатив, можно было бы за счет зачисления в бюджеты субъектов Федерации поступлений от налога на добавленную стоимость в размере 15%, восстановления нормы Бюджетного кодекса по распределению налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (50 на 50), совершенствования методики распределения Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Но наши обращения по этим вопросам в федеральные органы остаются безрезультатными. Мы обратились к депутатам Государственной Думы с просьбой поддержать наши инициативы. Однако, не дожидаясь решения, уже при формировании бюджета на следующий год мы приложили усилия, чтобы найти другие источники компенсации выпадающих доходов, в том числе неналоговые. И спектр их достаточно широкий: от увеличения налога на имущество за счет пересчета стоимости основных фондов хозяйствующих субъектов до роста доходов от сдачи в аренду на выгодных условиях объектов недвижимости и создания эффективной системы управления государственной собственностью, включая использование земельных ресурсов.
Повышению доходной части бюджета области также способствовала корректировка сценарных условий прогноза социально-экономического развития России на 2002 год, в результате которой Правительством Российской Федерации 25 сентября текущего года принято решение об увеличении по объективным причинам важнейших макроэкономических индикаторов: валового регионального продукта (на 3%), производства промышленной продукции (на 0,5%), оборота розничной торговли (на 2,5%). Принятое на федеральном уровне решение об увеличении заработной платы бюджетникам не только вызовет рост одного из весомых налогообразующих источников – фонда заработной платы – на 7%, но и значительно повысит доходные поступления бюджета от налога с физических лиц.
Последнее имеет особое значение, поскольку налог на доходы физических лиц станет в 2002 году наиболее весомым доходным источником (более одной трети общих бюджетных доходов). Поэтому недопущение роста задолженности по выплате заработной платы, повышение уровня оплаты труда должны стать наипервейшими задачами.
Мы закладываем в бюджете поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с федеральным законодательством. Тарифная ставка первого разряда с начала будущего года составит 450 рублей в месяц и будет расти дальше. Чтобы муниципалитеты могли поднять заработную плату бюджетникам, получающим ее из местных бюджетов, мы оставляем на местах почти две трети (61%) налога на доходы физических лиц. По собираемости – это самый надежный налог. Поэтому муниципальные образования не только заинтересованы, но и должны выполнить поставленную задачу значительного увеличения оплаты труда в бюджетной сфере.
Не забыты в проекте бюджета и другие социальные задачи. Так, на социальную поддержку ветеранов выделенные бюджетные ассигнования увеличатся до 1 млрд. рублей. Продолжится финансирование программ по обеспечению доступными лекарствами, на эти цели предполагается выделить порядка 360 млн. рублей. В целом бюджет 2002 года по-прежнему сохранит социальную направленность, более половины (51%) бюджетных расходов будет направлено на финансирование отраслей социальной сферы: образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, социальной политики.
Бездефицитные рамки бюджета сужают объемы финансирования областных целевых программ. Исходя из необходимости решения острых социальных проблем, мы планировали поднять объем их финансирования до 1 млрд. рублей. Но наши финансовые возможности резко сократились, и мы пошли на укрупнение программ. Наиболее значимыми программами на 2002 год останутся программы по развитию социальной сферы, строительству жилья, государственной поддержке депрессивных территорий.
Убежден, импульс развитию территорий даст их дальнейшая газификация. Особенно это направление перспективно для муниципальных образований Восточного и Западного округов, значительно отстающих по уровню газификации от других округов. В целом на территории области в 2002 году планируется ввести 250-300 км газопроводов и газораспределительных сетей. Мы должны привести природный газ в Михайловск, Байкалово, Ирбит, Туринск, Верхотурье, Тавду и Слободу Туринскую. В ближайшие три года необходимо в основном закончить строительство магистральных газопроводов.
Кроме того, продолжится реализация программ, финансируемых за счет целевых фондов и сборов (земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, дорожный, экологический фонды и др.). При этом мы сохраняем их целевой характер. Безусловно, должен быть установлен жесткий контроль за эффективным использованием и расходованием бюджетных средств по всем целевым программам. Кроме того, с целью снижения экологической нагрузки нам надо активнее переходить на экологически чистое производство, рациональное и комплексное использование природных ресурсов, внедрение малоотходных технологий.
Впервые сформирован перечень областных инвестиционных программ, куда вошли программы по поддержке легкой и фармацевтической промышленности, программы по структурной перестройке производственной базы предприятий строительной индустрии и лесопромышленного комплекса, увеличению выпуска наукоемкой продукции и продукции гражданского назначения на предприятиях ВПК.
Следует пересмотреть нашу политику в отношении агропромышленного комплекса (АПК). В свое время мы поддержали наших селян дотациями, хотя ближайшие регионы-соседи на это не пошли. Другой вид поддержки был избран и в таких сельскохозяйственных территориях, как Орловская область, где оказывалась целевая помощь покупкой комбайнов и другой современной техники. Уверен, нам необходимо сделать принципиальный поворот и от всеобщей, безвозмездной государственной помощи АПК перейти к поддержке селективной, большей частью инвестиционной направленности. И это не должно восприниматься как трагедия. В 2002 году акценты должен быть сделаны на приобретение новейшей сельскохозяйственной техники и оборудования для технического перевооружения производственных мощностей, в том числе на лизинговой основе, а также принципиальное реформирование убыточных хозяйств.
Уважаемые депутаты!
Реформа ЖКХ должна быть продолжена. Но с ясным осознанием сложившихся проблем неплатежей, недостаточной финансовой дисциплины, износа сетей, сверхнормативного потребления тепла и электроэнергии, низкой заработной платы работников ЖКХ, постоянным повышением тарифов. Ситуация должна быть разрешена системной целенаправленной работой. Мы заложили в бюджете погашение 600 млн. рублей кредиторской задолженности муниципальных образований. Оплата населением жилищно-коммунальных услуг в 2002 году будет доведена до 80%, хотя федерация стоит за то, чтобы население оплачивало 90% от стоимости таких услуг. Надеюсь, что показатели работы ЖКХ постепенно улучшатся. Со своей стороны, требую от глав городов и районов ответственного отношения к проблемам жилищно-коммунального хозяйства. Должен быть взят ориентир на замену электроагрегатов для работы на местном топливе (как это сделано в Слободотуринском и Пышминском районах), развитие производства местного топлива, эффективную выплату жилищных субсидий, ликвидацию оптовых перепродавцов энергетических ресурсов, сдерживание сверхнормативного потребления, что даст экономию финансовых ресурсов в расчете на год не менее 1,5 млрд. рублей. Такие программы необходимы в каждом муниципальном образовании, а контроль за их выполнением должен взять на себя Союз местных властей. Только так мы сможем навести порядок в этой сфере и снизить затратность данной статьи в бюджете, которая сегодня занимает 13-18% всех бюджетных расходов!
В целях оказания помощи муниципальным образованиям в составе областного бюджета будет сформирован Фонд финансовой поддержки, объем которого вырастет до 2,3 млрд. рублей. Главное его предназначение останется прежним – сглаживание различий между уровнями социально-экономического развития территорий. При этом я предлагаю ввести механизм финансирования высокодотационных муниципальных образований через областное казначейство, на что в проекте бюджета заложено 100 млн. рублей.
Хочу отметить, что переход на казначейскую систему исполнения областного и местных бюджетов позволит сделать наш бюджет прозрачным. Принцип прозрачности и реалистичности бюджета мы провозглашаем на 2002 год!!
Уважаемые коллеги!
Завершая свое выступление, хочу отметить, что задачи стоят весьма напряженные, и успешная их реализация зависит от слаженной работы всех ветвей власти, руководителей и собственников предприятий, общественных организаций. Если говорить кратко, то они сводятся к следующему.
В сфере законотворчества крайне важно принять до конца года такие законы, как: об областном бюджете на 2002 год, об изменении Устава области, о целевых областных программах, о государственном заказе, об охране окружающей среды, о регулировании семейных отношений, о социальном обслуживании населения и ряд других.
Предстоит напряженная законодательная работа и в 2002 году. Необходимо внести изменения и дополнения в ряд областных законов в сфере государственного строительства – о Правительстве Свердловской области, об исполнительных органах государственной власти Свердловской области, в Избирательный кодекс Свердловской области.
В сфере налогового законодательства необходимо будет отработать законы о налоге с продаж, о плате за землю и пользование водными объектами, о ставках лесных податей.
Масштабная работа ждет законодателей и в сфере социальной политики. Нам нужна группа законов о защите трудовых прав, о социальном партнерстве, о здравоохранении, об образовании, о культурной деятельности, о физической культуре и другие.
Мы должны продолжить работу, связанную с подготовкой предложений по совершенствованию федерального законодательства. Среди первоочередных вопросов на следующий год будут разработка и принятие нормативно правовых актов о разграничении предметов ведения и полномочий между уровнями управления, о федеральном бюджете, о минимальных государственных социальных стандартах, о расчетах нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, внесение изменений и дополнений в Налоговый и Бюджетный кодексы, в законы о банках и банковской деятельности, о пенсионной реформе, о реформе естественных монополий и многие другие законы.
Не менее сложные задачи стоят и перед Правительством области, которое должно создать условия для сохранения устойчивого роста экономики и реального повышения уровня жизни населения, своевременно и в полном объеме исполнить бюджетные проектировки.
Обращаюсь к исполнительным органам власти и главам муниципальных образований. В своей работе вы должны способствовать укреплению здоровья граждан, гарантировать доступность социальных услуг, расширять рамки социального партнерства, активизировать жилищное строительство и сделать его доступным для широких слоев населения, укреплять хозяйственные связи с другими регионами в интересах Свердловской области. Также я бы акцентировал внимание органов местного самоуправления, которые должны найти пути активного воздействия на процессы развития экономики всех территорий, на необходимость формирования доходов, обеспечения сбалансированности бюджетной системы и подъема экономики территорий. От того, насколько эффективно будут работать наши муниципалитеты и собирать налоги, зависят результаты социально-экономического развития муниципальных образований в целом и повышение уровня жизни каждого отдельного человека.
Призываю промышленников, предпринимателей и собственников повысить эффективность и прибыльность работы предприятий, проявить финансово-налоговую дисциплинированность, активизировать инвестиционную и инновационную деятельность, совместно с профсоюзами уделить должное внимание решению социальных проблем.
Обращаюсь ко всем гражданам области: от наших с вами совместных усилий, от гражданской позиции каждого из нас зависит продвижение области по пути динамично развивающейся социально ориентированной экономики и последовательного повышения благосостояния населения. Мы должны создать достойные условия жизни себе и будущим поколениям.
Благодарю за внимание!
© 2001, «Департамент информации Губернатора»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».