AMP18+

Екатеринбург

/

ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТИНУ В.В. [0 МЕРАХ ПО СОХРАНЕНИЮ СТАБИЛЬНОЙ РАБОТЫ АЛЮМИНИЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ]

Уважаемый Владимир Владимирович!

Российская алюминиевая промышленность динамично развивается, несмотря на все трудности переходного периода дефицит сырья, оборотных средств и высокую налоговую нагрузку. В 1998 году, впервые за 66-летний период своего развития, ею превзойден рубеж по производству алюминия в 3 млн. тонн.

Для производства 3,1 млн. тонн алюминия российским предприятиям необходимо б,04 млн. тонн глинозема. В России производится 2,44 млн. тонн сырья, в том числе на Урале - 1,52 млн. тонн, Ленинградской области 0,32 млн. тонн и в Сибири 0,6 млн. тонн.

Остальные 3,6 млн. тонн глинозема, необходимые для загрузки существующих мощностей алюминиевых заводов, ввозятся в Россию в виде давальческого сырья для переработки.

В мировой практике существуют три схемы обеспечения алюминиевой промышленности глиноземом:

- использование собственного сырья в рамках вертикально интегрированных транснациональных компаний;

- долгосрочные контракты на переработку давальческого сырья;

- покупка глинозема на спотовом рынке.

Наиболее эффективными являются первые две схемы. Глинозем, приобретаемый на спотовом рынке, обходится потребителю на 10 - 20% дороже.

В 1992 - 1996 годах, в особо критический период для алюминиевой промышленности, которая находилась на грани остановки, специальным Указом Президента России Б.Н. Ельцина и постановлениями Правительства РФ в соответствии с таможенным кодексом РФ предприятиям алюминиевой промышленности были разрешены толлинговые операции (переработка давальческого сырья - внешний и внутренний толлинг).

Необходимость переработки давальческого импортного (внешний толлинг) и российского сырья (внутренний толлинг) в режиме переработки “под таможенным контролем" в алюминиевой промышленности России обусловлена в основном двумя причинами: недостатком качественного отечественного сырья (обеспеченность 35 - 40 %) и недостатком собственных оборотных средств у алюминиевых заводов (обеспеченность 20 - 25 %).

Внедрение в практику внешнеэкономической деятельности алюминиевых предприятий России толлинговых операций и привлечение к их осуществлению западных трейдинговых компаний позволили:

• бесперебойно получать сырье в необходимых объемах и осуществлять сбыт готовой продукции в условиях острейшей мировой конкуренции с минимальными маркетинговыми затратами;

• обеспечить предприятие необходимым объемом оборотных средств за счет кредитов западных банков трейдинговым компаниям по стабильным и гораздо более низким, чем у российских банков, ставкам (общий объем привлеченных в 1998 г. оборотных средств составил более 1 млрд. долл.);

• своевременно произвести платежи в бюджеты всех уровней, загрузить смежные предприятия энергетики, ЖД транспорта и др., выплатить заработную плату коллективам предприятий. В 1998 году всеми предприятиями алюминиевой промышленности перечислено в бюджеты и внебюджетные фонды России налогов и отчислений на сумму более 5 трлн.руб.;

• обеспечить значительный приток валюты в Россию (годовая валютная выручка предприятий в 1998 году превысила 2 млрд. долл.);

• направить определенную часть прибыли предприятия на реализацию инвестиционных проектов, в первую очередь на модернизацию основных фондов и экологию.

На протяжении последних лет алюминиевые заводы в своей инвестиционной деятельности обходятся без федеральных источников финансирования, проводя модернизацию и реконструкцию электролизного и глиноземных производств, поддерживая и развивая отечественную сырьевую базу отрасли.

Использование режима "внутреннего толлинга" переработки боксита и глинозема, повысило конкурентоспособность российского сырья относительно импортного и позволило начать рост объемов производства.

Как пример, с 1996 года по 1998 год, благодаря использованию режима "внутреннего толлинга" переработки отечественного сырья ОАО «Богословский алюминиевый завод» увеличил производство глинозема на 10%, алюминия - на 19,7%. ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» увеличила производство глинозема - на 4%, алюминия - на 14,8%, ОАО "Пикалевский глиноземный комбинат" глинозема на 4%, ОАО «Севуралбокситруда» увеличило добычу боксита на 20,6%, ОАО "Южноуральский бокситовый рудник" увеличил добычу боксита на 2%.

Сибирско-Уральская алюминиевая компания начала строительство рудника и добычу боксита на Средне-Тиманском месторождении в Республике Коми.

С целью поддержки российских производителей с 1994 года по 1999 год разные по подходам к государственному регулированию экономики Правительства РФ продлевали режим "внутреннего толлинга", понимая ответственность за принятие решений.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1998 г. № 1508 и 8 мая 1998 г. №430 «0 применении таможенных режимов переработки товаров в алюминиевой промышленности», ГТК России и Госналогслужбой России совместно с Минэкономики России и Минфином России разработаны Положения «0 таможенном оформлении в 1998 году отдельных сырьевых товаров для алюминиевой промышленности, происходящих из Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим переработки под таможенным контролем» и «0 порядке начисления и уплаты налога на добавленную стоимость по отдельным коммерческим операциям по закупке иностранными юридическими лицами - нерезидентами российского сырья и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза готовой продукции за границу предприятиями алюминиевой промышленности», которые были зарегистрированы Минюстом России 29 сентября 1998 года соответственно №1618 и №1621.

Развернутая в последнее время в СМИ широкомасштабная кампания за отмену "толлинга", кстати, стоящая немалых денег, под лозунгами защиты интересов Российских производителей и государства, абсурдна и преследует абсолютно противоположные цели. Режим "внешнего толлинга" отменить невозможно, т.к. это требует коренного пересмотра таможенного и налогового законодательства, причем в сторону, противоположную всем действующим в современных развитых и развивающихся государствах. После такого шага Россия может забыть о вступлении ВТО и намерении стать привлекательной для иностранных инвестиций. Все это прекрасно понимают заказчики ведущейся информационной компании, которые сами, кстати, работают на 88-93% по "внешнему толлингу"!

Реально они преследуют другую цель - отменить режим "внутреннего толлинга", сделать неконкурентоспособными российских производителей бокситов и глинозема, вытеснить их с рынка, поставить производство алюминия в России в полную зависимость от импорта глинозема, обанкротить предприятия, производящие отечественное сырье, после чего начать передел собственности.

Учитывая необходимость системного подхода к решению задач по сохранению стратегически важной для России отрасли, обеспечению наполнения бюджета, всесторонней оценки данной проблемы по просьбе Губернатора Свердловской области, Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России (АМРОС), с привлечением одной из ведущих международных аудиторских компаний "КПМГ", провела "Исследование альтернатив развития предприятий алюминиевой отрасли в России".

Данное исследование показывает, что при отмене "внутреннего толлинга" и переходе к импорту сырья и экспорту готовой продукции, объемы производства резко сократятся (до 40-50%), что соответственно приведет к сокращению количества рабочих мест и фонда заработной платы на 30%, налоговых платежей в бюджет и в фонды на 30-50%, к обострению социально-экономической обстановки в местах расположения предприятий, т.к. многие из них являются градообразующими.

На наш взгляд, практическая работа предприятия 1996 -- 1999 годах, проведение аудиторских исследований убедительно доказывает, что толлинговые операции, в особенности "внутренний толлинг", позволяют не только сохранить алюминиевый комплекс, обеспечить платежи в бюджеты всех уровней, занятость населения, но и с учетом реально сложившейся экономической ситуации и ограниченных потребностей внутреннего рынка, на ближайшее время не имеют альтернативы.

Учитывая вышеизложенное, а также ситуацию, сложившуюся в российской экономике, Губернаторы и Главы субъектов Российской Федерации считают отказ от переработки под таможенным контролем давальческого сырья как импортного, так и российского происхождения - преждевременным.

Поддержание и развитие сырьевой базы является гарантией дальнейшего развития алюминиевого комплекса России, главной целью которого является повышение конкурентоспособности продукции и производств при максимально сочетании государственных интересов, интересов регионов и отдельных

предприятий.

© 1999, «Регион-Информ»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,