AMP18+

Екатеринбург

/

Законов написано много, вся проблема в том, чтобы обеспечить их исполнение – Владимир Примаков

В пятницу вечером был официально обнародован указ губернатора Свердловской области о назначении одного из самых ярких депутатов облдумы прошлого созыва Владимира Примакова на должность советника Эдуарда Росселя по правовым вопросам.

За месяц до этого назначения, перед самыми майскими праздниками, корреспонденты «Нового Региона» взяли у экс-депутата большое, расширенное интервью. Для самого В.Примакова, по его же словам, информация о возможном назначении была неожиданной, – после окончания срока парламентских полномочий он вернулся к адвокатской деятельности – возглавил Уральскую межрегиональную ассоциацию юристов, и начал борьбу за ее интересы. Единственным условием, которое тогда было поставлено, было то, что публикация данного текста возможна только после оглашения указа губернатора.

В понедельник «Новый Регион» публикует полную стенограмму этого интервью. В нем Владимир Примаков рассказывает о том, что препятствует становлению законности в Свердловской области и что необходимо сделать для устранения этих препятствий.

«Н.Р.»: В журналистских кругах уже продолжительное время ходят слухи о вашем возможном переходе в резиденцию губернатора на должность советника Росселя на штатной основе. Вы можете как-то прокомментировать эту информацию?

Владимир Примаков: Я бы пока не хотел затрагивать эту тему.

«Н.Р.»: Вы действительно хотели уйти из политики, или это было эмоциональное заявление?

Владимир Примаков: Я решил уйти из политики в том смысле, что я решил уйти из законодательной политики. Я считаю, что сейчас законов написано достаточно много, и вся проблема состоит в том, чтобы обеспечить их исполнение. Добьемся этого, – все будет нормально. Я считаю, что центр тяжести должен быть именно здесь.

Исполнения законов можно добиться, только укрепляя, работая над судебной ветвью власти. Вот буду там работать, буду заниматься правоприменением. Очевидно, что буду выходить и на депутатов – я хочу с ними работать в тесном контакте, выходить с законодательными инициативами касательно судебной ветви власти. Мне кажется, что четыре года, которые я провел депутатом, не прошли зря, и я могу гордиться тем, что мы участвовали в становлении судебной ветви власти, в частности, создали систему мировых судей. 103 мировых судьи уже назначены.

«Н.Р.»: Насколько институт мировых судей способен изменить ситуацию? Есть какие-то результаты?

Владимир Примаков: Результаты есть. В России уже тысячи дел рассмотрены мировыми судьями. В нашей области – поменьше, ну, наверное, некоторые судьи уже более ста дел рассмотрели, а вообще у них в производстве семь тысяч дел лежит. Это серьезное направление, которое разгрузит судей. Раз будет меньше нагрузка, качества будет больше.

«Н.Р.»: А решения будут исполняться?

Владимир Примаков: Такая проблема, как я уже говорил, есть. Дело в том, что сейчас узкое место с точки зрения исполнения законов, судебных решений – это судебные приставы. Минюст, главное управление просто недорабатывают. Было время, когда судебная система была этим узким местом, не позволяла разбюрократить экономику, освободить ее от жесткого и пристального внимания со стороны исполнительной власти. Решили создать расширенную судебную систему – мировых судей, судебных приставов. А они, судебные приставы, никуда не ходят.

«Н.Р.»: Без денег?

Владимир Примаков: Так надо им объяснить, что их главная задача – исполнять решения, а не становиться в позы и заниматься коммерцией. Для них важно исполнить решение, а не исполнить решение с выгодой для себя.

«Н.Р.»: А что делать в ситуации, когда есть два диаметрально противоположных судебных решения?

Владимир Примаков: Действительно, суды, расположенные в разных местах, могут принять разные решения. Здесь два пробела. Первая – что можно обратиться и там, и там. Поэтому надо вносить изменения в уголовно-процессуальный кодекс, отрабатывать эту систему. И второе – что ситуация одна, а решение принимается диаметрально противоположное. Самое печальное то, что это возможно. Раньше была такая доктрина – суд устанавливал абсолютную истину. Можно было вообще ничего не говорить на процессе, – судья своим долгом считал докопаться до сути происходящего. Сейчас позиция другая – вы доказали свою позицию – вы правы, не доказали – не правы.

«Н.Р.»: Не так давно губернатор вынес предупреждение мэру Екатеринбурга, указав ему на недопустимость неисполнения судебного решения по вопросам аренды земельных участков в Екатеринбурге. С момента, когда оно было вынесено, прошло полгода. Если мэр не исполняет решения суда, что же делать обычным людям?

Владимир Примаков: Что касается предупреждения мэру – здесь надо использовать все средства. Я убежден – если будет проявлена политическая воля, использованы все средства, то все будут исполнять судебные решения. И это несложно сделать в каком-то конкретном случае. Сложно добиться, чтобы вся система работала таким образом.

«Н.Р.»: У губернатора есть политическая воля. А простому гражданину куда податься?

Владимир Примаков: У гражданина есть много вариантов. Ведь у него, скорее всего, не политический, а гражданский спор, поэтому ему не нужна политическая воля, ему нужна просто воля, целеустремленность и настойчивость. Во вторых, надо выбирать депутатов, которые будут все это понимать, и которые будут эту политику проводить. И губернатора такого надо выбирать, который будет эту практику внедрять. Или самому становиться судьей или возглавлять службу судебных приставов. Других вариантов нет.

«Н.Р.»: Вновь избранные депутаты смогут проводить такую политику?

Владимир Примаков: Качество законов, конечно же, зависит от того, каких депутатов мы изберем. Но депутаты должны выражать интересы тех групп, которые за них проголосовали. И в этой связи законы настолько хороши, насколько их заслуживает народ.

Тут не перепрыгнешь. Надо изменять, надо заниматься правовым воспитанием, надо показать людям, что закон – это тот инструмент, который позволяет им защищать собственное благополучие, достоинство, экономику. Крупный собственник и так свои права защитит, чиновник – у него статус, знание бюрократических проволочек, власть – она может и в тюрьму посадить. А простой человек – у него ничего нет, поэтому нужно добиваться, чтобы закон был свят. Пусть он плохой закон, пусть он плохо исполняется, – но это все равно лучше беззакония.

«Н.Р.»: Крупные предприниматели, действительно, могут защитить свои права, опираясь на требования закона и не только на них. А мелкому бизнесу – проще заплатить чиновнику для того, чтобы он не строил препон для коммерческой деятельности, чем отстаивать свою правоту в суде. И все идут по этому пути.

Владимир Примаков: Путей-то много, и все они давно известны… Надо создавать гражданское общество! Институты гражданского общества создадим, – если они заработают, все хорошо будет. В экономике – это профсоюзы, в политике – это партии, и так далее.

«Н.Р.»: В ваши планы каким-то образом входит содействие установлению гражданского общества?

Владимир Примаков: А я этим и занимаюсь. Все время.

«Н.Р.»: А в чем конкретно?

Во-первых, сейчас я президент уральской Межрегиональной ассоциации юристов. Это как раз общественная организация, которая объединяет около 300 юристов. Смысл этой организации – вместе собраться и защищать свои интересы. Плюс параллельно мы защищаем интересы всех остальных граждан, потому что мы юристы, мы говорим, что закон – это тот инструмент, при помощи которого человек от первобытного состояния пришел к цивилизации. Я еще являюсь заведующим юридической консультацией Московской межтерриториальной коллегии адвокатов, адвокатское бюро «Екатеринбург». Там тоже около 200 адвокатов. Правда, нам согласование не дает Управление юстиции. Вот тоже – уперлось, и все! Уже два месяца тянут, – мы им документы посылаем, они – отфутболивают.

Адвокатура – там ведь что: монополист – областная коллегия адвокатов. Они стоят насмерть – не дают никому кроме них регистрироваться и работать, а люди страдают. Надо сделать так, чтобы адвокат был доступен. Если открыть эту возможность, сделать так, чтобы у нас было много адвокатских объединений – люди бы только выиграли. Но вот видите, какое отношение к нам у Управления юстиции. Они бы лучше следили за качеством предоставляемых услуг.

«Н.Р.»: Почему человек, для того, чтобы отстаивать свои права, сначала идет не к адвокату, а, скажем, к чиновнику, в СМИ обращается…

Владимир Примаков: Ситуация какая. СМИ работают лучше, чем адвокаты. Вы находитесь на переднем крае. Как только вам шею свернут – свернут шею всем остальным. Начнется застой. Поэтому хоть вы и не всегда приятные, вас надо беречь. Во-вторых – опыт Запада показывает: человек столкнулся с проблемой – он не бежит сразу к адвокату, он ищет себе подобного. Одного, второго, третьего – они объединились, создали институт гражданского общества, потом у них появились какие-то средства, возможно. У кого есть финансовые возможности – те идут к адвокату – с адвокатом всегда лучше, чем без него. Но они идут к адвокату не тогда, когда возникает проблема, а когда они совершают действие, которое может иметь какие-то юридические последствия.

«Н.Р.»: Вернемся к судебным приставам.

Владимир Примаков: Судебные приставы – они часть министерства юстиции. Пока денег нет, они и пальцем не пошевелят, хотя и зарплата у них неплохая, и апартаменты, и форму дают, и попробуйте сейчас устроиться в службу приставов – не устроитесь. Плохо работает министерство юстиции – оно не выполняет своих задач. Но и общество не требует хорошей работы от этого министерства.

Здесь надо всем вместе работать. Вот я провел избирательную кампанию в Первоуральском округе. Говорил людям – вот, закон, закон. А они пока не понимают. Они от закона натерпелись при уплате налогов, коммунальных платежей. Возьмите любую проблему – чиновник их этим законом и давит. Поэтому люди к закону с таким недоверием относятся.

«Н.Р.»: Дума лучше стала?

Владимир Примаков: Ситуация в чем: если «Единая Россия» выдержит ту идеологию, с которой шла на выборы, если они говорят, что мы к президенту отношение имеем – им не к лицу кворум срывать. Для того чтобы отстаивать интересы оппозиции, им нужны другие инструменты. Что называется, если бы я был директором, я бы попытался найти с ними компромисс. Жестко их нужно контролировать, но компромисс должен быть.

«Н.Р.»: Чем вы сейчас занимаетесь?

Владимир Примаков: Отхожу от парламентской деятельности. Работа депутата – она выматывает. С одной стороны, можно просто руку поднимать-опускать, на сессии не ходить. С другой – она достаточно затратная – родные видели, каким я прихожу оттуда. Тем не менее, никто из них за все четыре года ни разу не сказал, не понял, что я там работал.

«Н.Р.»: Как так? Ведь вы в СМИ постоянно «светились».

Владимир Примаков: Мне это в укор ставили – «лишь бы попасть на экран телевизора». Ладно – сейчас я не буду попадать, чувствую себя нормально. Лишь один раз обратился – чтобы помогли в освещении фестиваля духовной музыки в Верхотурье. 29 коллективов, более 1.000 участников! Лично Викентий дал разрешение петь не только в Кремле, но и в Крестовоздвиженском монастыре. Я считаю, что хоровое пение – это способ самовыразиться, это национальные корни. Вообще, в народной песне – весь смысл жизни.

«Н.Р.»: Сами вы поете?

Владимир Примаков: Профессионально – нет. Раньше – в хорах пел, в школе. Сейчас на застольях пою и так, для души.

«Н.Р.»: То есть не унываете, несмотря на результаты выборов?

Владимир Примаков: Результаты не такие уж плохие. Вот пример. Я фамилию не буду говорить, – вы сами догадаетесь: достаточно крупный собственник Первоуральского новотрубного завода накануне дня голосования, в пятницу, собирает всех директоров школ, и говорит: если не проголосуете за Примакова, 10 квартир дам. Но в условиях такого жесточайшего прессинга я в одном Первоуральске 4 тысячи голосов набрал.

«Н.Р.»: Почему вы не хотите опротестовать их результаты? Может быть, у нас в области просто нет такой практики?

Владимир Примаков: Практика-то есть, но понимаете, я не считаю возможным продолжение дальше этой деятельности. Сама по себе система и избирательное законодательство позволяют контролировать и отслеживать процесс голосования, но нужно, чтобы были заинтересованные политические силы, которые бы обеспечивали соблюдение этих норм, правил, законов. Пока таких сил нет.

Ссылка по теме:

Владимир Примаков назначен советником губернатора по правовым вопросам >>>

Екатеринбург, Михаил Дежнев, Михаил Лузин

© 2002, «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Челябинск, Интервью, Урал, Интервью, Россия,