Ежегодный аудит городского бюджета – вещь неизменно хорошая – Илья Борзенков
В понедельник ведущий эксперт «Нового Региона», зампред бюджетного комитета областной думы Илья Борзенков прокомментировал широко обсуждаемые в прессе «бюджетные принципы», которые сформулировал вице-премьер областного правительства, куратор Екатеринбурга Юрий Осинцев.
По мнению эксперта, опубликовав бюджетные принципы, Юрий Осинцев по сути заявил и свою краткосрочную программу действий в бюджетной сфере. Эти принципы во многом пересекаются с принципами построения корпоративных финансов, с которыми Юрий Осинцев знаком не понаслышке. Однако реализация этих принципов столкнется не столько с противодействием политических оппонентов, сколько с традициями российской государственности, даже отдаленно не напоминающими западные бизнес-подходы. А значит в возможности реализации этих принципов в будущем 2003 году существуют большие сомнения. Илья Борзенков останавливается на первых трех принципах: Во-первых, прозрачность и аудит. Ежегодный аудит – вещь неизменно хорошая, считает эксперт, особенно, когда проводится известной аудиторской фирмой, то есть профессионально и на коммерческой основе. Главным капиталом аудитора является его имя, поэтому результат проверки будет реальным, на него не будут влиять внешние факторы, и он будет доложен заказчику, а не проверяемому или третьим лицам. Однако в соответствии с вышеупомянутыми традициями городская дума собирается создавать свою счетную палату, то есть по сути внутрикорпоративную структуру, которая как раз является органом, подверженным разнообразному политическому влиянию. А значит, о прозрачности ее работы, скорее всего, можно будет говорить с большой натяжкой. Главная проблема аудита, даже самого хорошего, состоит в том, что он выявляет только злоупотребления и, как правило, не решает саму проблему повышения эффективности расходов и повышения доходов. Правовыми актами или в бюджете по сути можно только «отсечь» нецелесообразные расходы или недобросовестных бюджетных распорядителей. В ряде случаев удается также прекратить применение «особо откровенных» финансовых схем. Решение вопросов прибыльности и эффективности в бизнесе, как правило, лежит в сфере кадровой политики и применения различных мотивационных схем. Применять или не применять их могут только корпоративные (или государственные) исполнительные органы. То есть без помощи городской администрации Юрию Осинцеву проблему эффективности бюджетных расходов не решить даже проведением аудита. Второй принцип – существенное увеличение бюджета. Сколько денег – столько песен, тут не поспоришь. Но сегодняшний уровень налоговых изъятий повысить уже нельзя, а его снижение с целью повышения инвестиционной привлекательности далеко не сразу приведет к восполнению бюджетных потерь за счет создания новой налоговой базы. Во всяком случае, про 2003 год можно точно забыть. Существенных резервов в налоговом администрировании также не наблюдается, – уровень сбора основных налогов почти 100%. Создание тепличных условий для малого и среднего предпринимательства самим предпринимательством воспринимается только как создание тепличных налоговых условий, а это опять бюджетные потери. Неналоговые доходы в городе собираются неплохо. Резервы, конечно, есть, но о сотнях миллионов дополнительных доходов тут речи не идет. А главное, неналоговые доходы – это опять же сфера деятельности городской администрации, то есть самому Юрию Осинцеву неподконтрольная. Третий принцип – решение проблем межбюджетных отношений. Замечателен уже тот факт, что наконец-то межбюджетные отношения между городом и областью признаны проблемой, которую нужно решать. Любой человек, знакомый с темой, понимает, что реализация этого принципа приведет к автоматической реализации второго принципа, то есть существенно увеличит бюджет города. Всем понятно, что перекос в межбюджетных отношениях между городом и областью сложился не в пользу города. Если Юрий Осинцев может эту ситуацию исправить, именно реализация этого принципа может служить стартовой площадкой для сотрудничества с городской администрацией. Таким образом только все участники бюджетного процесса смогут вместе сделать бюджет Екатеринбурга больше, лучше и эффективнее. Оптимизма не добавляет и то, что старая российская традиция состоит в том, что неписаная практика важнее писаных законов, а уж тем более принципов. Однако, как известно, дорогу осилит идущий. Вполне возможно, что следом за опубликованными принципами нас ждет и опубликование механизмов их реализации.
Екатеринбург, Марина Паукова
© 2002, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».