AMP18+

Екатеринбург

/

ВОЙНА ЗА КАВКАЗ – ЭТО ВОЙНА ЗА РОССИЮ

На протяжении нескольких последних веков Кавказ в силу особенностей географического положения и богатства природными ресурсами неоднократно становился зоной конфронтации заинтересованных в нем государств региона и сопредельных стран. В современных условиях его рассматривают не только как перекресток мировых торговых путей и «кладовую» природы, но и как важный стратегический плацдарм. Отсюда удобно вести наблюдение за странами Среднего и Ближнего Востока, контролировать часть европейских и азиатских коммуникаций, господствовать на Черном и Каспийском морях.

В XX веке в связи с началом разработки энергетических ресурсов Каспия (вопреки разноречивости данных по его запасам, он может стать в XXI веке одним из главных источников углеводородов в мире) и возрождением «Великого Шелкового пути» роль Кавказа возросла до ключевой в Евразии. Стремление получить доступ к реальным и потенциальным богатствам этого региона и попытки установить контроль над маршрутами их транспортировки довели международное соперничество до чрезвычайной остроты.

По аналогии с Балканами, ставшими объектом притязаний в борьбе за контроль над Европой, известный американский политолог З.Бжезинский назвал Кавказ и Центральную Азию «Евразийскими Балканами». В книге «Великая шахматная доска: превосходство Америки и ее геостратегические императивы» он пишет: «Евразийские Балканы», расположенные по обе стороны неизбежно возникающей транспортной сети, которая должна соединить по более правильной прямой самые богатые районы Евразии и самые промышленно развитые районы Запада с крайними точками на Востоке, имеют важное значение с геополитической точки зрения. Более того, «Евразийские Балканы» имеют важное значение с точки зрения исторических амбиций и амбиций безопасности, по крайней мере, трех самых непосредственных и наиболее мощных соседей, а именно России, Турции и Ирана, причем Китай также дает знать о своем возрастающем политическом интересе к региону».

Однако «Евразийские Балканы» гораздо более важны как потенциальный экономический выигрыш: в регионе, помимо важных полезных ископаемых, включая золото, сосредоточены огромные запасы природного газа и нефти. Таким образом, на карту здесь поставлены геополитическое могущество, доступ к потенциально огромным богатствам и безопасность».

За последние триста лет России неоднократно приходилось отстаивать Кавказ в военном противоборстве с Турцией, Ираном, Англией, Францией и Германией. С развалом СССР позиции Российской Федерации на Кавказе значительно пошатнулись: произошло снижение военного присутствия России в черноморско-каспийской зоне, резкое падение ее экономического и политического влияния. Образовавшийся геостратегический вакуум стал быстро заполняться многочисленными конкурентами и противниками.

В этих условиях любые усилия России по восстановлению своего влияния на Кавказе наталкиваются на ожесточенное сопротивление. Это со всей очевидностью подтверждает и сегодняшняя военная кампания в Чечне и Дагестане. Ее успешное завершение не вписывается в планы тех, кто видит в России главное препятствие для утверждения в регионе своих стратегических интересов.

Прежде всего, это Соединенные Штаты, стремящиеся закрепить результаты победы в холодной войне и окончательно разрушить монополию России на Евразийском континенте. Оспаривая приоритет Москвы на влияние в регионе, Вашингтон уже давно объявил Кавказ зоной своих жизненных интересов.

Одним из основных средств ослабления России и подрыва ее готовности к вооруженной защите своих национальных интересов стало втягивание российских войск во многочисленные локальные конфликты, которые масштабно инициируются по периметру границ Российской Федерации и стран Содружества. Особая роль при этом отводится эскалации организованного вооруженными мусульманскими сепаратистами противоборства на Северном Кавказе. Объективно этому способствуют и острейшие социально-экономические проблемы: дефицит жизненного пространства, перенаселенность при быстром росте численности населения, высокий уровень безработицы и обостряющиеся на этом фоне территориальные и этноконфессиональные противоречия.

Перманентная нестабильность на Северном Кавказе плавно вписывается в гегемонистские планы Вашингтона по установлению нового мирового порядка. Прежде всего, постоянно тлеющие этнические конфликты блокируют реализацию проектов транспортировки каспийских энергоресурсов по территории России, лишая ее экономических рычагов влияния в регионе.

В этом интересы Вашингтона совпадают с планами ряда государств Ближнего и Среднего Востока, а также новосуверенных государств Закавказья. Так, арабские нефтедобывающие страны вообще не заинтересованы в появлении на мировом рынке каспийской нефти. Пакистан делает ставку на строительство основного экспортного нефтепровода из Центральной Азии к Индийскому океану через Афганистан. Грузии объективно выгоден статус-кво, сложившийся весной 1999 года с перекрытием российского нефтепровода Баку – Новороссийск, когда Баку – Супса стал единственным действующим маршрутом транспортировки азербайджанской нефти. Турция добивается реализации альтернативного российскому проекта транспортировки энергоресурсов Каспия по маршруту Баку – Джейхан, видя в нем транспортно-коммуникационный хребет будущего пантюркистского проекта создания «Великого Турана от Казахстана до Марокко».

Примечательно, что с начала наступления федеральных войск в Чечне Анкара при содействии Вашингтона пытается форсировать строительство этого трубопровода, а кроме того, в противовес российскому газовому проекту «Голубой поток» лоббирует прокладку газопровода из Азербайджана по территории Армении.

В этом свете становятся очевидными цели тех стран, которые содействуют чеченским экстремистам в подготовке боевиков, в снабжении их финансами и продовольствием, предоставляют свою территорию для переправки в Чечню наемников и вооружения.

Эскалация напряженности на Северном Кавказе создает угрозу разрастания зоны нестабильности до Волги и Урала с дальнейшим, по З.Бжезинскому, развалом России как единого государства и созданием на ее территории конфедерации Европейской, Уральской, Сибирской и Дальневосточной республик.

Но главное, что действия мусульманских экстремистов позволяют направить происходящие в регионе события в русло предписанного профессором Гарвардского университета Самюэлем Хантингтоном сценария. Еще в начале 90-х годов он утверждал, что после холодной войны в мировой политике будет доминировать «конфликт цивилизаций».

Как известно, американская концепция нового мирового порядка, или проекта мондиализма, предполагает повсеместное утверждение примата частной собственности, культа денег, приоритета индивидуализма. Главными врагами такой идеологии являются ислам и православие, опирающиеся на коллективизм как единый принцип формирования системы общественных отношений и государственного устройства. Их объединение на основе общих интересов гибельно для планов США. Поэтому главная цель Вашингтона – стравить эти силы в беспощадной борьбе, ослабить их, лишив возможности проводить самостоятельную политику.

Такая тактика не нова. Она уже была апробирована в свое время в Индии, когда, стравливая индийских раджей в кровавой междоусобице, Великобритания устанавливала свое господство над великим народом; в Северной Америке – в период ее колонизации, тогда, разжигая вражду индейских племен, переселенцы из Старого Света практически уничтожили коренное население. Аналогичное происходит сейчас на Кавказе – разница лишь в том, что провоцируется православное население России на конфликт с мусульманским.

Заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт уже намекал Москве, что видит за событиями на Северном Кавказе «руку» Багдада и Тегерана. Вовлекая таким образом Россию в конфронтацию по американскому сценарию, Вашингтон пытается рассорить Москву с исламским миром, а заодно с ее помощью расправиться или хотя бы ослабить враждебные для себя режимы.

Совершенно очевидно, что ставки в этой геополитической игре слишком высоки, и поэтому Запад приложит все усилия для реализации выгодного ему плана развития ситуации на Северном Кавказе.

Неудивительно, что западные средства массовой информации с самого начала вооруженного конфликта заняли в отношении России резко негативную позицию. Ведущие телевизионные и информационные агентства Европы практически безоговорочно принимают чеченские версии событий на Кавказе, дискредитируя в глазах мировой общественности вооруженные силы Российской Федерации и политическое руководство страны. Зарубежные СМИ фактически помогают лидерам чеченских экстремистов перехватить у федерального центра инициативу в информационной войне.

Примечательно, что по мере продвижения российских войск в глубь Чечни и установления контроля над стратегическими коммуникациями, давление на Москву со стороны руководства западных стран и подконтрольных им международных организаций усиливается. Так, сотрудник Кельнского федерального института по исследованию восточноевропейских и международных проблем Уве Хальбах, выступая в эфире радиостанции «Немецкая волна», уже заявил, что «пока действия России на Кавказе будут ограничиваться отпором террористам, Запад станет Москву поддерживать. Если же дело дойдет до широкомасштабной военной операции против Чечни, то он будет искать меры воздействия на Россию».

Резко осудил «военное вмешательство центральных российских властей во внутренние дела Чеченской Республики» и Европарламент, а представитель госдепартамента США Джеймс Рубин попытался убедить мировое сообщество в незаконности российской военной операции на Кавказе, выразив обеспокоенность в связи со значительной концентрацией российской бронетехники, тяжелой артиллерии и авиации в Чечне и вокруг республики, что, по его мнению, нарушает Договор об обычных вооружениях в Европе. Поводом для отрицания правомерности проводимой федеральным центром операции как антитеррористической может стать и заявление координатора по вопросам борьбы с терроризмом госдепартамента США М.Шихана о том, что Вашингтон не располагает информацией о связи террориста Усамы бен-Ладена с экстремистами, действующими на территории Чечни.

Предпринимаются попытки и экономического давления на Россию. Так, директор-распорядитель Международного валютного фонда Мишель Камдессю уже пригрозил приостановить кредитование России, если в связи с военной кампанией в Чечне она увеличит свои оборонные расходы, а Европейский союз не исключил возможности прекращения финансовой помощи России, если боевые действия в республике затянутся на неопределенный срок.

Нагнетается также обстановка вокруг «проблемы беженцев» и нарушения прав человека. Зарубежные политики довольно резко высказываются о российских методах борьбы против терроризма в Чечне. Все чаще говорят о превышении федеральными властями разумных пределов применения силы, что ведет, по их мнению, «к эскалации насилия и очевидной угрозе гуманитарной катастрофы». Так, заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт уже назвал последний инцидент со взрывами на центральном рынке Грозного «шокирующим насилием», а госсекретарь М.Олбрайт потребовала немедленно начать переговоры с законными властями Чеченской Республики.

Между тем для России жизненно необходимо успешно завершить военную операцию на Кавказе. В противном случае будет окончательно подорвана вера в мощь российской армии, способность российского правительства разрешать конфликтные ситуации, а заодно и руководить государством. Россия потеряет Чечню, а с ней и весь Северный Кавказ. Необратимым и стремительным станет вялотекущий развал государственной целостности России. По всей видимости, сегодня нашей стране предоставлен последний шанс доказать свою способность остаться великой евразийской державой.

© 2000, «Регион-Эксперт».

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,