КАКОЙ БУДЕТ НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА?
Персоналии
В новую Думу баллотируются люди, которые раньше считались обитателями российского политического закулисья. Если уж Борис Березовский с Романом Абрамовичем собрались попытать депутатского счастья, то действительно стоит задуматься о причинах столь неожиданно проснувшегося внимания олигархов к бесправной по действующей Конституции Думе.
Самый простой ответ – это желание олигархов заручиться депутатской неприкосновенностью.
Едва ли этот аргумент можно признать в качестве серьезного: во-первых, в некоторых случаях депутатский иммунитет снимается по решению Думы – прецеденты уже были; во-вторых, олигархи и так защищены от превратностей демократии.
Гораздо более интересная версия – желание олигархов легализовать свой статус, социализироваться в качестве политических деятелей.
В избранной в 1995 году Думе столь мощные фигуры представлены не были. Почему?
Зимой 1995 года политическое будущее страны виделось с высоты кремлевских стен достаточно четко: Борис Ельцин побеждает на выборах президента в 1996 и все остается по-прежнему еще на четыре года. Это было решено заранее, и итоги думских выборов ничего не изменили: коммунисты получили большую фракцию, возможность организовать в Думе президентский штаб, но, как все мы помним, это им ничего не дало.
Персональный состав нынешней Думы сам по себе не представляет ничего выдающегося. Уходящая в историю Дума была собранием марионеток. Новая может оказаться – в некоторой своей части – Думой «кукловодов».
Приход в Думу – даже номинальный – таких фигур, как Березовский, Абрамович, Черномырдин сразу превратит этот орган власти в арену открытой борьбы интересов наиболее влиятельных силовых центров государства. Возможно, впервые за долгие годы Дума будет действительно что-то решать и от нее будут зависеть многие важные вопросы.
Новая Дума в любом случае станет цитаделью новой оппозиции – не выдохшейся и традиционной коммунистической, а новой, европейского типа.
Если новый президент будет представлять интересы актуальной элиты страны, то в Думе ему будут противостоять представители элит, проигравших выборы. Если же «московская оппозиция» победит на президентских выборах, то в Думе вокруг влиятельных фигур нынешней кремлевской элиты сформируется новая оппозиция, мощная и влиятельная.
Дума и президент
Отношение Думы и президента являются осевыми для понимания политических процессов в России 90-х годов ХХ века.
В 1993 – 1999 годах отношения эти складывались не в пользу Думы. Президент, пользуясь ситуацией 1993 года, приобрел чрезвычайно большие полномочия. В 1993 – 1998 годах эти полномочия удавалось использовать чрезвычайно эффективно, но кризис 1998 года потряс не только экономику, но и политический строй России. Президентская власть впервые продемонстрировала свою беспомощность, пойдя на компромисс с Думой и согласившись на назначение Евгения Примакова на пост председателя правительства.
Тем не менее нынешняя Дума не смогла перехватить у администрации пальму первенства. В итоге, после головокружительных закулисных интриг, Евгений Примаков был снят со своего поста.
Череда отставок в высших эшелонах власти отнюдь не столь бессмысленна, как иногда пытаются представить. Для ослабленной президентской власти это единственный способ напоминать обществу о своих истинных возможностях. Этот способ чрезвычайно опасен и расшатывает всю политическую систему страны, но для нынешнего Президента он единственный из доступных.
Если бы в нынешней Думе были достаточно яркие и влиятельные персоны, она могла бы действовать в подобной ситуации гораздо эффективнее.
Будущая же Дума получит совершенно нового президента, и перед ним у нее будет множество козырей.
Если новый президент будет достаточно авторитетным и самостоятельным политиком, он вполне может добровольно отдать часть своих полномочий Думе. Зачем? Чтобы вместе с полномочиями «повесить» на нее и часть своей ответственности. Сильному президенту, желающему просидеть в Кремле восемь лет, нечего боятся Думы.
Более того, лучший способ нейтрализовать ее поползновения – «утопить» ее в законотворчестве и рутине согласований с правительством. Тогда и Дума будет чувствовать себя гораздо увереннее, и Президент будет иметь большее поле для маневра.
Если новый президент будет слабой и зависимой фигурой, то рано или поздно Дума переиграет его и просто отберет у него власть, настояв на создании «ответственного перед Думой правительства».
Дума и регионы
Региональное начало в нынешней Думе, мягко говоря, было слабо выражено. Еще задолго до старта нынешней кампании стало ясно, что региональные элиты не станут далее мириться с подобным положением дел.
Во-первых, губернаторы столкнулись с тем, что избранные от их регионов депутаты никак не отражают насущных интересов своих округов в Государственной Думе.
Во-вторых, администрация президента и правительство тоже проявили определенную обеспокоенность нарастанием тенденции отслоения законодательной власти от структур власти исполнительной. Еще в бытность свою премьером, Сергей Степашин объехал ряд регионов России, в том числе и Свердловскую область, проводя переговоры с губернаторами и от имени президента прося у них уделить больше внимания думским выборам.
Эдуард Россель развил эту идею, оформив ее окончательно в виде «уральской фракции» и подчеркнув, что он готов работать со всеми депутатами, избранными в семи округах области. Такой подход представляется наиболее рациональным и практичным: действительно, вовлечение исполнительной власти в процесс выборов депутатов чреват неприятностями для нее в случае поражения ее ставленников. С другой стороны, избранные депутаты и сами заинтересованы в налаживании контактов с областной властью – и для решения проблем своего округа, и для повышения своего веса в Государственной Думе.
Если с одномандатниками все более-менее ясно, то с депутатами, избранными по партийным спискам, вопросов остается много.
Формирование большинства партийных списков происходило в Москве, и мнение местной элиты или не учитывалось вообще, или откровенно игнорировалось.
Взять к примеру свердловские региональные списки движения «Единства» и «ОВР». В список «Единства» попали совершенно случайные люди, никак не представляющие региональную элиту. Список же ОВР оказался состоящим из потерпевшей сокрушительное поражение на губернаторских выборах команды Чернецкого. Ясно, что, работая в Думе, они меньше всего будут думать о налаживании контактов с областной властью, что явно не принесет пользы никому.
С другой стороны, губернаторы проявили невиданную ранее активность, участвуя в создании (или разваливании!) тех или иных блоков. Губернаторы, попавшие в руководство блоков, обеспечили представительство своих интересов в сформированных списках, и это в любом случае отразится на составе новой Думы.
Выводы
Итак, какой же будет новая Дума?
Главным ее качеством будет большая авторитетность в глазах общества. В ней будет меньше серых личностей и больше ярких политиков. Соответственно, потенциал такой Думы будет значительно выше.
В новой Думе столкновение различных интересов будет гораздо более ярко выраженным в силу активного участия в ее формировании финансово-промышленных групп. В новой Думе меньше станет политической шелухи и больше политической конкретики.
Заметно ослабнет влияние коммунистов. Если раньше в Думе была большая фракция коммунистов, а все остальные вынуждены были в критические моменты идти на поклон к Жириновскому, то теперь ситуация будет качественно иной: ставленники финансово-промышленных кругов, федеральной и региональной элит будут представлены в достаточной степени, чтобы блокировать коммунистов.
В ближайшем будущем роль Думы в российской политической жизни заметно усилится. Приход нового президента неизбежно приведет к новым подходам во взаимодействии исполнительной власти с Думой.
© 2000, Фёдор КРАШЕНИННИКОВ, «Регион-Эксперт».
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».