Руководитель рабочей группы Государственного совета Российской Федерации, губернатор Свердловской области Эдуард Россель 16 июня выступил на выездном заседании Госсовета РФ с докладом «О приоритетах развития российской культуры»
Заседание прошло под председательством президента страны Владимира Путина в Санкт-Петербурге в Государственном музее Эрмитаж. Обращаясь к главе государства, членам совета Эдуард Россель заметил, что нынешнее заседание Государственного совета Российской Федерации необычно. Впервые на столь высоком государственном уровне решено рассмотреть вопрос о самом ценном, что у нас есть – о культуре. Для определения государственной политики в области культуры необходимы объективная оценка ситуации, выверенный ответ на важнейший вопрос, что происходит в культурной жизни России.
Сегодня довольно широко распространено мнение о том, что культура России переживает глубокий кризис. Однако под выражением «кризис в культуре» следует понимать не упадок «всего и вся», точнее было бы вести речь о некотором несоответствии государства, и, в свою очередь, о неадекватном состоянии самой культуры потребностям общества. Значит, сами приоритеты развития российской культуры приобретают значение важнейшей государственной задачи.
Эдуард Россель рассказал о деятельности рабочей группы Госсовета, которая подготовила к нынешнему заседанию доклад «Государство и приоритеты культурного развития в Российской Федерации» и остановился на некоторых основных выводах авторов доклада, причем упор губернатором был сделан лишь на тех ключевых проблемах, от решения которых зависят расцвет и прогресс российской культуры. Одна из серьезных проблем связана с недостаточным финансированием культуры. Дефицит ассигнований на культуру сохраняется в бюджетах всех уровней, что самым негативным образом сказывается на состоянии культурного развития, и хотя в последнее время доля ассигнований на культуру общих расходов федерального бюджета растет, эти показатели отстают от требований бюджетного законодательства.
«Основами законодательства Российской Федерации в культуре» предусмотрено, что расходы на культуру должны составлять не менее 2 процентов из средств федерального бюджета и не менее 6 процентов бюджетов субъектов Федерации.
Вторая важная проблема связана с тем, что недофинансирование культурной сферы привело к коммерциализации деятельности учреждений культуры. С одной стороны, бюджетные организации культуры вынуждены заниматься коммерцией, постоянно наращивая объемы коммерческих услуг населению. С другой стороны, финансовая деятельность таких организаций жестко регламентируется без учета новых экономических реалий. Ни в Гражданском кодексе, ни в Бюджетном кодексе Российской Федерации, ни в федеральном законе «О коммерческих организациях» не прописано действие рыночных механизмов в работе культурных учреждений.
Результатом увлечения коммерциализацией стало нарушение основного требования государства к культурному процессу – доступности культуры для всего населения страны. На смену идеологическому диктату может прийти диктат коммерческий.
Следующая проблема, выявленная рабочей группой, обращает внимание на то, что государственное влияние на культуру осуществляется по ведомственному принципу. В настоящее время проблемами культуры практически занимается только Министерство культуры Российской Федерации, которое, в основном, решает конкретные вопросы поддержания и сохранения культуры.
Между тем, проблемы культуры не сводятся только к объектам министерства культуры. Государственная культурная политика должна охватывать и политику, и право, и нравственность, и экологию, и физическую культуру, и культуру производства. Культура – это и религиозные убеждения людей, народные традиции и обычаи.
Рабочая группа Госсовета пришла к следующему важному выводу: на сегодня в стране отсутствует концепция государственной культурной политики.
Эдуард Россель от имени рабочей группы предложил разработать и принять по поручению Президента России доктрину государственной культурной политики, в которой нашли бы отражение определения роли и функции государства в современном культурном процессе и сформулированы приоритеты государственной культурной политики.
По мнению губернатора, перед нами стоит важнейшая задача – сформировать совместно с представителями культуры систему ценностей человека, своего рода духовно-нравственный кодекс гражданина России.
В своем докладе Эдуард Россель говорил также о создании необходимых и достаточных условий для реализации творческого потенциала человека и творческих коллективов, о создании целевых программ по воспроизводству и развитию духовной элиты общества, без которой невозможно создавать лучшие образцы культуры. Государство обязано стать «теплицей» для талантов, которые станут «локомотивами» культурного развития.
Необходимо законодательно закрепить статус творческого работника и принять закон о творческих союзах. В творческих союзах заложен мощнейший фактор влияния гражданского общества на развитие российской культуры.
Как считает Эдуард Россель, в каждом субъекте Федерации должен быть своеобразный минимальный культурный стандарт: губернаторские стипендии студентам и аспирантам, гранты на содержание особо значимых культурных объектов культуры, ежегодные премии за лучшие работы в области литературы, культуры, искусства, конкурсы, результаты которых должны обеспечивать работу выдающихся творческих личностей. И в этой работе необходимо делать упор не столько на бюджетные, сколько на привлекаемые частные средства.
Эдуард Россель в своем выступлении говорил и о необходимости разработки и принятия соответствующей нормативной базы культуры. Сегодня правовые отношения в сфере культуры регулируются большим количеством нормативных актов. Своевременным стал вопрос о ревизии нормативной базы функционирования культуры. Особо нужны нормы, защищающие интересы и права потребителей культуры. Общество сегодня не имеет действенного механизма правовой защиты от культурного экстремизма, деструктивных явлений культуры, подавляющих и развращающих психику и сознание людей.
Завершая свое выступление, Эдуард Россель заметил, что развитие духовных процессов нуждается в политической воле не только федерального руководства, но и региональных лидеров и каждого из нас.
© 2003, «Департамент информации Губернатора»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».