AMP18+

Екатеринбург

/

ЧЕТЫРЕ БЮДЖЕТА МЭРА ЕКАТЕРИНБУРГА

Идеологи Серого дома, да и сам нынешний мэр, любят повторять, что городская власть бьется за бюджет Екатеринбурга, который правительство области год от года норовит совсем обескровить. При этом в мэрии помалкивают о том, что официальный городской бюджет – это всего лишь малая часть денежных ресурсов, находящихся в распоряжении Аркадия Чернецкого и его ближайшего окружения. Не говорят, что сегодня под контролем хозяина Серого дома не один, а четыре бюджета, которые в совокупности «тянут», по некоторым оценкам, на 12 миллиардов рублей.

Бюджет первый – официальный

Впрочем, назвать его официальным можно с большой натяжкой, ибо за последние шесть лет бюджет Екатеринбурга стал для общественности тайной за семью печатями. Даже депутаты Городской Думы, в чьей компетенции находится бюджетный процесс, утверждают годовые траты, представляя лишь в общих чертах, на какие расходы пойдут казенные деньги. И не потому, что депутаты не в состоянии понять, на что будет сориентирован бюджет. Просто администрация Екатеринбурга не считает нужным информировать депутатский корпус, что стоит за той или иной многомиллионной статьей, отраженной одной-единственной строчкой в главном финансовом документе.

Разумеется, до конца проконтролировать бюджетные расходы также никогда никому из народных избранников не удавалось. Журналистам хорошо известен депутат Виктор Семин, который не первый год посылает в мэрию запросы от имени бюджетной комиссии Городской Думы с просьбой предоставить полные отчеты о тратах муниципальной казны. В ответ он получает, в лучшем случае, пустые отписки. Не случайно по итогам девятимесячного исполнения бюджета Екатеринбурга в Думе заговорили о внешнем аудите городской казны и создании муниципальной счетной палаты.

Но даже при всем том «великом таинстве», что происходит в финансово-бюджетном управлении администрации, факты, становящиеся достоянием общественности, далеко не в лучшем свете показывают, как городские власти радеют об интересах горожан. Едва ли не единственной статьей расходов, выполняемой с завидной аккуратностью, является содержание административного аппарата. При этом каждый год эти расходы возрастают чуть ли не на половину. Оно и понятно: в 1991 году в штатном расписании горисполкома значилось 113 чиновников, а сколько их в Сером доме и прочих городских конторах сейчас, сложно даже предположить. Аппетиты чиновников всем нам хорошо известны. Капитальный ремонт в Городской Думе, после которого та стала походить на Эрмитаж, обошелся в 8 миллионов рублей. Теперь депутаты, большей частью послушные мэру представители движения «Наш дом – наш город», и их помощники пользуются импортной мебелью, аудиовидеотехникой, служебными машинами. Такая же картина в отраслевых управлениях: чего стоит один особняк Горздрава, который построил бывший начальник и с которым не спешит распрощаться начальник нынешний. Не отстают и районные администрации: на ремонт одной только Чкаловской управы было потрачено 1,7 миллиона рублей. Конечно, отчасти расплатились взаимозачетами, но даже «неживые» деньги могли бы быть направлены на более полезные для горожан цели.

Зато под предлогом нехватки средств в бюджете недофинансируются, в среднем, на 20 процентов социальная политика, образование, культура, здравоохранение, правоохранительная деятельность, ЖКХ. И в том, что на выполнение жизненно важных статей нет денег, городские власти обвиняют кого угодно, только не себя.

Бюджет второй – внебюджетный

Сегодня в городе действует 25 внебюджетных фондов, о существовании которых, равно как и о вращающихся там суммах, в полной мере знает лишь мэр Чернецкий. По некоторым оценкам, суммарное наполнение внебюджетных фондов равно объему городской казны.

Механизм создания и пополнения таких фондов довольно банален и в осведомленных кругах известен как «муниципальный рэкет». Источником средств служат предприниматели, которые и выступили на днях против чиновничьего грабежа. Ради продолжения своего дела долгое время они были вынуждены «отстегивать» своей «крыше», которая, как утверждают сами коммерсанты, венчается знаменитой башней с часами. Согласование любой бумажки во всякого рода инспекциях, отделах, комитетах, расплодившихся при городской администрации, обложено данью. Есть и внешне легитимные рычаги: к примеру, пресловутый налог на инфраструктуру. Да и тот недавно распорядился отменить как незаконный побор прокурор города.

В результате предприниматели, ограбленные среди бела дня, вынуждены закладывать свои потери в стоимость товаров и услуг, то есть за мздоимство чиновников Серого дома приходится платить нам, простым покупателям. Не случайно, вопреки всякой здравой логике, Екатеринбург – самый дорогой город области и едва ли не САМЫЙ ДОРОГОЙ ГОРОД УРАЛА.

Бюджет третий – партийный

Вопреки закону о местном самоуправлении наш нынешний мэр совмещает свой пост с лидерством в созданной им же избирательной структуре, которую сегодня называют региональным политическим гигантом. Об истинных размерах казны «Нашего дома – нашего города» можно только догадываться. Известно лишь, что траты из этого кармана весьма значительны и что на простые партвзносы подобного себе не позволишь.

В самом деле, откуда деньги на карнавальные съезды, всевозможные первоапрельские акции, поставленные на широкую ногу? Уж не из тех ли источников, которые формируют бесконтрольные внебюджетные фонды? Много говорилось о системе «откатов», когда фирмы за определенные услуги со стороны Серого дома щедро оплачивали нужды своих благодетелей. Не случайно накануне губернаторских выборов из городского бюджета на служащих торговой инспекции накатила благодать размером в 2,4 миллиона рублей. Не для того ли, чтоб работалось лучше? Уже неоднократно звучали призывы к правоохранительным органам сравнить документы о льготах, предоставляемых мэрией отдельным фирмам, и официальные отчеты об избирательных фондах НД-НГ. Нет ли в бумагах закономерных совпадений?

Не приходится сомневаться и в том, что в немалой степени финансовое благополучие промэрского движения обусловлено «государевым» статусом его лидера. Во время выборов с участием НД-НГ и его вождя неоднократно отмечался перерасход бюджетных средств по статьям благоустройства и культуры. Достаточно вспомнить, что пышные действа по случаю 275-летия Екатеринбурга в большей мере подавались не как заслуга городских властей, а как плод трудов лидера движения НД-НГ Аркадия Михайловича Чернецкого на ниве местного самоуправления. Пример из свежей практики: вспомните, когда повсюду в городе появились аккуратно выкрашенные щиты для расклейки объявлений и чьи агитационные плакаты повисли на этих щитах первыми. Интересно, а в какую сумму обходится екатеринбуржцам излишняя политическая активность их мэра?

Бюджет четвертый – семейный

В последнее время горожане все больше узнают и о существовании личного бюджета Аркадия Михайловича, едва ли не равного городскому. Его формируют многочисленные предприятия Чернецкого-младшего, который, как верно заметил Аркадий Михайлович, не поражен в своих правах и активно трудится для процветания своей семьи. В личный бюджет входит и коттедж в элитном поселке, который, как утверждает мэр, нажит непосильным трудом. Это при том, что годовой доход мэра, как неоднократно отмечали наблюдатели, не должен превышать 35 тысяч рублей, из которых еще нужно выкроить на отдых в Монте-Карло, Карловых Варах и Барселоне, а потом оставить на оплату прочих атрибутов аристократической жизни.

В отличие от семейного бюджета мэра, бюджет большинства екатеринбургских семей рассчитан только на самое необходимое. В отличие от бюджета городского он открыт для членов семьи. Наконец, его пополнение за редким исключением происходит честным путем. Ситуация, как видно, полярная той, что описана выше и которую нужно менять.

©2000, «Уральская жизнь»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,