AMP18+

Екатеринбург

/

ХИТРАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Без малого полгода городское управление культуры лихорадит от вялотекущего скандала, который в свете предстоящих мэрских выборов может выйти боком нынешнему хозяину Серого дома Аркадию Чернецкому. Екатеринбургские преподаватели музыкальных учебных заведений и школ искусств проявляют открытое недовольство своим шефом Валерием Плотниковым и его ближайшими помощниками. Накануне губернаторских выборов в печати появилось открытое письмо деятелей культуры, которые обещали не голосовать за Чернецкого, пока Плотников со товарищи занимают свои посты. И сегодня педагоги музыкальных школ готовы повторить свою атаку на администрацию.

Особое Положение

Кошка между работниками искусств и чиновниками от культуры пробежала несколько лет назад, когда в Москве в целях реформирования народного образования решили аттестовать всех российских педагогов и платить им зарплату в зависимости от уровня квалификации. В 1993 году федеральное Министерство культуры выпустило соответствующий приказ, к которому приложило текст типового Положения об аттестации.

Вскоре такой документ вышел из стен областного департамента культуры и был разослан по муниципальным управлениям.

Принятое Положение об аттестации должно было работать для всех педагогов Свердловской области, как и предписывалось приказом федерального минкульта. Однако в екатеринбургской мэрии сочли необходимым придумать собственные правила аттестации. Заместитель начальника управления культуры Екатеринбурга Андрей Шевлягин подобное самоуправство объяснил «рядом специфических условий», которые якобы существенно отличают областной центр от Нижнего Тагила или, скажем, Нижнесергинского района.

Как бы там ни было, городская администрация не имела права издавать собственный документ, подменяющий областной нормативный акт. И на это обстоятельство сразу же указало областное управление культуры. По свидетельству замминистра культуры Свердловской области Глеба Шибанова, аттестационное детище Серого дома по нескольким десяткам пунктов противоречило областным и федеральным документам. К примеру, в городском Положении был изъят целый раздел об экспертной оценке работы преподавателей, функции по присвоению педагогам первой и высшей категорий были отняты у районных администраций и переданы чиновникам горотдела.

Педагоги, которые работают в школах, отошедших в муниципальную собственность с баланса какого-либо ведомства (например, Свердловской железной дороги), вынуждены проходить обязательную переаттестацию. А сами квалификационные требования оказались значительно жестче областных. Скажем, для того чтобы получить высшую категорию, педагогу нужно предъявить аттестационной комиссии корочку заслуженного деятеля или работника культуры, документ о наличии ученой степени или государственных наград. А еще его ученики должны быть, ни много ни мало, лауреатами международных конкурсов!

Тем не менее на защиту Положения тогда, не разобравшись в сути документа, встали городские педагоги. Именно они, как не устает повторять г-н Шевлягин, и являлись инициаторами разработки и принятия отдельного документа об аттестации. В то же время председатель Совета директоров музыкальных школ Екатеринбурга Виктор Попов утверждает, что городское Положение было разработано и принято если не в тайне от работников культуры, то определенно без широкого опроса мнений 1300 городских педагогов. Даже с 39 директорами школ документ не обсудили.

Культурный обман

В мае 1998 года областной департамент культуры выпускает новую редакцию Положения об аттестации. Менее чем через две недели аналогичная бумага выходит из-под пера главы Екатеринбурга. Обновленный городской документ оказывается еще жестче, чем прежний, и значительно более категоричным, нежели областной. Сегодня педагоги открыто говорят о том, что городские власти, введя собственное Положение, их попросту обманули. Вместо обещанного повышения жалования учителя с замиранием сердца ждут, что у них отберут уже имеющуюся категорию. Разница в оплате труда преподавателей первой категории и высшей составляет 65 рублей, но для учителей, в среднем получающих на руки менее 500 рублей, и эта разница весьма приличная.

В управлении культуры кивают на сам принцип аттестации: дескать, у каждого теперь есть материальный стимул повышать уровень своего преподавания. Однако педагоги давно заподозрили свое городское начальство в необъективности выставляемых оценок. Мало того, что городским управлением культуры руководят теоретики по образованию, которые в силу должностного положения прямо или косвенно влияют на итоги аттестации, так еще и само Положение, как видно, позволяет обманывать вполне законно и культурно. И у чиновников к этому также есть материальный стимул: чем меньше присвоенная категория, тем больше экономия. Посчитайте, сколько можно сэкономить в год на одном преподавателе и сколько – на 1300! Хорошо, если деньги идут туда, куда следовало бы их направить: к примеру, на ремонт давно обветшавших зданий музшкол. Но, как свидетельствуют директора школ, управление культуры самоустранилось от хозяйственной работы, спихнув хлопоты по содержанию и восстановлению очагов культуры на плечи районных бюджетов.

Получается, работники культуры Екатеринбурга правы, требуя отставки руководства горкультотдела. Равно как и предупреждая мэра о возможных политических последствиях того, что у руля городской культуры продолжают находиться люди, давно и заслуженно потерявшие всякий авторитет у рядовых работников искусства. Других способов бороться за свои права у них нет. Хотя, как радостно сообщил на днях Виктор Попов, после обращения в областное министерство культуры ему вернули-таки квалификационную категорию, утерянную в результате бумаготворчества чиновников из Серого дома. Кто знает, может, этот прецедент послужит примером для обманутых работников городской культуры.

Игорь Мишин: «Политическая карьера Чернецкого неминуемо обречена»

Президент «4 канала» Игорь Мишин утверждает, что это именно он первый в России создал медиа-империю, которой в этом году исполняется 10 лет. Владимир Гусинский со своим «Медиа-Мостом» был только вторым.

Недавно процветающий медиа-магнат Игорь Мишин впервые предстал перед общественностью в качестве публичного политика. На встрече со студентами Уральского государственного университета создатель «четверки» рассказал об истории своего медиа-холдинга, о своей политической ориентации, о своих непростых отношениях с властью.

О выборах в Госдуму

Если бы еще в июле этого года мне кто-то сказал о том, что в декабре я буду избираться в Госдуму от регионального списка «Яблока» и даже возглавлю этот список, я бы отнесся к этому, как к неудачной и ненужной шутке.

В августе же случайно в одном из московских кабинетов я встретился с Григорием Явлинским, которого давно и хорошо знаю. Он сообщил мне о том, что давно хотел поговорить со мной и с ходу предложил возглавить региональный список «Яблока». На размышления Явлинский дал мне 10 минут. Нужно признать, что отпущенные минуты я потратил крайне непродуктивно, успев обдумать только положительные моменты поступившего предложения. На оценку отрицательных моментов времени у меня уже не было. Я дал согласие, только позже сообразив, что мне придется оставить пост президента холдинга.

Однако преимущества, которые дает госдумское кресло, очевидны. Я думаю, что в Государственной Думе мне удастся попасть в профильный комитет, где я смогу заняться проблемами правовой защищенности средств массовой информации. Сегодня уже просто назрела необходимость влиять на сомнительные решения «министра цензуры» Михаила Лесина и отстаивать корпоративные цеховые интересы свои и своих коллег.

Об отношениях с властью

Я никогда не был сторонником жесткой, стопроцентной оппозиции к власти. Это не нормально, это вредит в первую очередь обществу. С другой стороны, я целиком придерживаюсь того мнения, что в определенной оппозиции пресса должна находиться всегда. На Западе СМИ выступают в роли защитника общественных чаяний и интересов, именно это делает их той силой, с которой нельзя не считаться.

Мои отношения с властью на протяжении многих лет складывалась очень непростым образом. Я сталкивался с постоянным давлением как со стороны городских, так и со стороны областных чиновников. Все это, конечно, носило форму душевных разговоров и бесед, во время которых меня пытались обязать сделать то или иное.

Между тем никто и никогда за 10 лет развития моего бизнеса ничем мне не помог. Власть придерживалась принципа «я тебе не мешаю». И она действительно не мешала мне развиваться.

Однако я никогда не получал никаких кредитов, мне не предлагали бюджетных средств, каких-либо помещений, являющихся городской или областной собственностью. Поэтому все 10 лет я чувствовал себя независимым – ведь я никому ни чем не обязан.

Характеризуя мои сегодняшние отношения с властью, могу сказать, что существует нормальное стремление найти взаимопонимание. Я даже сформулировал принцип: «власть любить меня не должна, она должна меня уважать».

О Чернецком и черном PR

Анализируя ситуацию между первым и вторым туром минувшей избирательной кампании, я прихожу к выводу, что действующий мэр Чернецкий допустил одну, но непоправимую ошибку. На мой взгляд, у него был один достойный выход - поддержать во втором туре действующего губернатора, в противном случае его политическая карьера неминуемо была обречена. Мэр же не смог скрыть свою обиду, позволил себе сорваться и тем самым продемонстрировал слабость.

Когда температура в квартирах горожан опустилась до плюс шести, Аркадий Михайлович заявил: я поехал в Испанию, мне нужен отдых. Я убежден, что политик такого уровня не имеет права накануне зимы бросать городское хозяйство на произвол судьбы и ехать в отпуск.

Все последующие заявления команды Чернецкого о том, что оппоненты использовали черный PR, мне также не очень понятны. Сложно назвать черным PR то, что происходит сейчас. Если о человеке кто-то распространил клевету, а он не обращается в суд или, обращаясь, суд не выигрывает, то можно ли это назвать черным PR?

Я отношусь к существующим технологиям философски. Россия сейчас переживает период не черных и не белых, а вот таких технологий. Таких, какие выработало современное общество. Других, видимо, пока не дано. Поэтому результат и следующих выборов, на мой взгляд, также будет не очень веселым.

О конкурентах

Летом 1998 года мой медиа-холдинг «держал» 50 - 55 процентов всего рекламного рынка Екатеринбурга. Больше половины всей существующей в городе рекламы размещалось в структуре «четверки». За полтора года профессионализм всех телекомпаний сильно вырос.

Из-за общего высокого уровня развития екатеринбургских СМИ удерживать лидерство стало очень сложно. Сегодня мы едва-едва «держим» 30 – 35 процентов рекламного рынка города. Я предполагаю даже, что через год - полтора в Екатеринбурге появятся 3 - 4 полноценных, успешно конкурирующих медиа-холдинга, которые поделят между собой весь рынок.

Я не вижу в этом ничего страшного. Конкуренция - это благо, во-первых, для потребителя, во-вторых, для умных руководителей. С конкуренцией увеличивается качество услуг, появляются новые проекты.

О Шеремете

Иннокентий суперталантливый телепродюсер, его работоспособность меня, например, поражает. Он пашет невероятно. На самом деле история Шеремета - это история работоспособности.

Он порушил все каноны телевидения. Покажи мэтру Саше Гурнову новости Шеремета, он скажет, что это не телевидение, а черт знает что. Но Шеремет доказал, что это имеет право на существование, на признание. Поэтому можно любить Шеремета, можно не любить, но он заставил с собой считаться, он всех сделал...

©2000, «Уральская жизнь»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,