Выборы мэра Екатеринбурга оказались более затратными, чем выборы губернатора
Политики, политтехнологи и журналисты продолжают обсуждать сенсационные результаты первого тура выборов мэра Екатеринбурга. По итогам голосования, действующий глава города Аркадий Чернецкий набрал всего 34 процентов голосов избирателей. Его соперник Юрий Осинцев – 26 процентов.
Третье место занял банкир Олег Гусев с результатом 15 процентов. Кардиолог Ян Габинский набрал лишь 5,90 процента, Верх-Исетский префект Владимир Терешков – 3,28 процента, депутат гордумы Александр Хабаров – 2,73 процента.
Остальные кандидаты набрали около одного процента голосов.
Эксперты «Нового Региона» отмечают, что в отличие от 1999 года, когда в Екатеринбурге был один мотивированный кандидат на кресло главы областного центра – Аркадий Чернецкий, в этот раз в борьбу за мэрство включилось, как минимум, пять реальных соискателей. По оценкам экспертов, многие из них затратили на выборы в 10 раз больше средств, чем разрешено избирательным законодательством (официально размер избирательного фонда кандидата в мэры составляет 8 млн. рублей). Как полагают эксперты, как минимум четыре так называемых основных кандидата на пост главы города потратили в несколько раз больше. Участники избирательной кампании сходятся во мнении, что выборы мэра областного центра оказались значительно более затратными, чем прошедшие этой осенью выборы губернатора Свердловской области.
«Новый Регион» предлагает экспертную справку относительно того, какие консалтинговые группы вели тех или иных кандидатов, и какой объем средств был потрачен каждым соискателем. Стоит отметить, что в ходе подготовки материала корреспондента «Нового Региона» консультировали ведущие политологи Екатеринбурга, которые, по понятным причинам, настояли на анонимности.
Итак, по мнению всех без исключения екатеринбургских консалтеров, самой затратной оказалась избирательная кампания действующего мэра. По версии экспертов, основной статьей расходов стало финансирование медийного ресурса. В период выборов на Аркадия Чернецкого одновременно работало 8 телеканалов («Студия-41», РТК, ЦТУ, АСВ, АТН, в меньшей степени ТВЦ, «Ермак» и «4 канал»). Деятельность бургомистра активно освещали газеты медиа-холдинга – «Уральский рабочий» и десяток предвыборных изданий, а также Агентство политической информации (АПИ). Оценить объем средств, затраченный на содержание такого огромного ресурса в течение года, эксперты не берутся. Второй статьей расходов стали «благоустроительные» проекты мэра по реконструкции центральной части Екатеринбурга: улицы Вайнера, ККТ «Космос», Плотинки, а также пафосное празднование юбилея города. По самым приблизительным подсчетам, на эти цели из городского бюджета было потрачено более 600 млн. рублей.
Таким образом, говорят эксперты, можно утверждать, что на избирательную кампанию Чернецкого было израсходовано как минимум 10 млн. долларов.
При чем в отличие от соперников градоначальник тратил не свои деньги и не деньги поддерживающих его олигархических структур, а средства из городской казны.
На фоне гигантских затрат очень скромно выглядит идеологическая составляющая кампании мэра. Как и в 1999 году градоначальника консультировали штатные политологи администрации города Сергей Тушин и Владимир Тунгусов. Эксперты недоумевают, с чем может быть связана подобная беспрецедентная экономия на профессиональных пиарщиках. Предположить, что Чернецкий был настолько уверен в своих силах, политологи не могут. Доказательством этому служат устойчивые слухи о распродаже городскими чиновниками принадлежащей им собственности и недвижимости. Стоит отметить, что на промежуточных этапах кампании Чернецкий приглашал для консультирования советника президента информационно-аналитического центра «Новоком» Глеба Кузнецова. Правда, оценить его вклад в кампанию не представляется возможным. По информации «Нового Региона», Глеб Кузнецов бывал в Екатеринбурге нерегулярно, в эти периоды занимал у местных пиарщиков некрупные суммы денег (500–1.000 долларов) без отдачи и улетал обратно в Москву.
Кроме перечисленных господ на Аркадия Михайловича в период выборов трудилась целая плеяда малоизвестных доморощенных политологов-самоучек: Сергей Мошкин, Андрей Франц, Лев Кощеев, Владимир Соковнин и Илья Горфинкель.
Избирательную кампанию областного вице-премьера Юрия Осинцева, по оценкам экспертов, можно считать самой вялой и продолжительной в истории выборов мэра Екатеринбурга. Началась она ровно год назад. На заре ее становления главным источником финансирования стала Уральская горно-металлургическая кампания (УГМК). До весны 2003 года УГМК честно вкладывала деньги в Осинцева и рассчитывала на его победу. Весной финансирование прекратилось, а УГМК занялась раскручиванием другого кандидата – спикера гордумы Якова Силина. По информации уральских и московских пиарщиков, проект «Осинцев» по наследству достался главе Объединенных машиностроительных заводов Кахе Бендукидзе. Он вместе с Пенсионным фондом Свердловской области вкладывал деньги в кандидата примерно до середины июля 2003 года. Летом за Осинцевым прочно закрепилась репутация кандидата-аутсайдера, и Бендукидзе прекратил его финансирование. С этого момента и до финиша избирательную кампанию вице-премьера снабжала деньгами Трубная металлургическая компания (ТМК), возглавляемая Дмитрием Пумпянским. Политический проект ТМК неожиданно оказался удачным – Юрий Осинцев вышел во второй тур. По оценкам экспертов, в избирательную кампанию областного чиновника было вложено около 2 млн. долларов.
Консультировали кандидата в период всех трех этапов его кампании разные консалтинговые структуры. На первоначальном этапе кампании, когда финансирование вела УГМК (да и на всех последующих), консультирование осуществлял советник губернатора на общественных началах Александр Рыжков. После небольшого скандала, связанного с распределением средств, на помощь Рыжкову пришли москвичи. В ходе непродолжительного, но эффективного сотрудничества в Екатеринбург несколько раз приезжал зампредседателя Межрегионального фонда президентских программ, член Совета по национальной стратегии (СНС), заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин. В конце лета к консультированию Осинцева подключился уральский политтехнолог Владимир Ульшин – «человек, который решает задачи», как он сам о себе говорит. Именно Ульшин и руководство ТМК пожинают сегодня плоды годового труда.
Впрочем, самым эффективным пиарщиком Осинцева оказался губернатор Россель. Он призвал жителей областного центра голосовать за вице-премьера, и жители не смогли ему отказать.
Легендарный банкир и лучший управляющий Екатеринбурга Олег Гусев по праву является героем нынешней избирательной кампании. Именно его команда впервые использовала в областном центре брандмауэры и посвятила город в «Тайны третьей столицы». По оценкам участников выборов, на свою кампанию Гусев затратил порядка 3 млн. долларов. Его консультировала группа Олега Матвейчева, фирменным стилем которой является креатив, агрессия и напор. Все без исключения эксперты сходятся во мнении, что кампания Гусева была самой технологичной и интересной. При этом специалисты отмечают ее «пустоту» и «безыдейность», что, в конце концов, и привело лишь к третьему месту на выборах.
Кардиолог Ян Габинский мог затратить на свою кампанию от 1 до 1,5 млн. долларов. Эксперты отмечают, что, вероятнее всего, на выборы врач тратил свои деньги и деньги своей семьи, в частности, речь идет о брате, который в данный момент живет в Соединенных Штатах. Консультировала Габинского на начальном этапе… его супруга, которой кардиолог доверяет «целиком и полностью». Чуть позже к ней присоединился политолог Анатолий Гагарин. Иногда советы Габинскому давали эксперты столичного консалтингового агентства «Никколо М». В результате – четвертое место на выборах (5,90 процента).
Верх-Исетский префект Владимир Терешков на выборах мэра Екатеринбурга появился в самый последний момент, поэтому подтянуть серьезные средства он не смог. По мнению большинства экспертов, Терешков, вероятнее всего, уложился в 8 млн. рублей, которые кандидат может потратить на свою кампанию на законных основаниях. Консультировали господина Терешкова челябинский политолог Евгений Минченко (до того момента, пока не выяснил, что денег нет и не будет) и екатеринбургский журналист, консультант Эдуард Коридоров.
И, наконец, лидер распавшегося ОПС «Уралмаш» Александр Хабаров потратил на этих выборах порядка 200 тыс. долларов. Именно в такую сумму эксперты оценивают выпуск 4 восьмиполосных газет тиражом 500 тыс. экземпляров и платные эфиры на ТВ. Консультировали господина Хабарова его соратник по ОПС и гордуме Нафик Фамиев и журналист, пиарщик Дмитрий Карасюк. Эксперты расходятся в оценках относительно целей, которые ставил перед собой Хабаров, участвуя в выборах. Однако, по мнению большинства, нынешняя избирательная кампания превратила закрытого и мрачного Александра Хабарова в яркого публичного политика.
Ссылка по теме:
Чиновники мэрии читают «Тайны третьей столицы» >>>
Екатеринбург, Ирина Виноградова
© 2003, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».